Смекни!
smekni.com

Идеальные типы хозяйств и роль протестанской этики в развитии капитализма М. Вебера (стр. 3 из 4)

Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для извлечения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах.

Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком и английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом утверждении находит подтверждение центральный догмат протестантской этики в противу католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. Т. е. декларируется равенство всех профессий перед Богом.

Основные значимые догматы протестантизма:

1. Человек изначально грешен

2. До начала жизни все предопределено

3. Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в своей профессии.

4. Послушание властям

5. Отрицание превосходства аскетического долга над мирским.

6. Примирение со своим местом в мире.

Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и человека были определены предельно жестко - есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным. Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный долг, а во-вторых, избегать наслаждений - и в совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так, по мнению Веберу, предприниматель - трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.

Можно заметить, что Вебер строит изложение своей теории иногда на отрицании или перефразировании своих ранее изложенных мыслей, предположений и доводов. То есть он строит предположение, а потом далее или утверждает, или отрицает его.

По мнению Вебера над миром господствует рационализм. Именно рационализм определяет отношения человека к природе, отношения между людьми, причем господство рационализма растет вместе с развитием техники и науки. М. Вебер обосновал рационализм науки и искусства. Это вовсе не значило, что искусство и наука совмещаются. Истинность, красота, рациональность всегда будут различны, но вопрос ставился о развитии этих ценностей на Западе.

М. Вебер пытался проанализировать все формы религии и те способы действия людей, которые они порождают. В этом заключается его глубокое социологическое исследование. Социология по Веберу - наука, которая занимается социальными действиями, толкуя и понимая эти действия. Таким образом, социальные действия – это предмет ее изучения. Социология образует типовые понятия и ищет общие правила совершающегося, противоположно исторической науке, которая стремится объяснить только частные события.

Анализируя психологию и мировоззрение протестантов, Вебер приходит к выводу, что духовные источники капитализма лежат в протестантской вере, и он ставит перед собой задачу: найти связь между религиозным убеждением и духом капитализма.

2.4. Будущее протестантской этики глазами М. Вебера

М. Вебер в «Протестантской этике» описал духовные факторы становления первичного капитализма на Западе. В этот период именно духовная, религиозная мотивация предпринимательской деятельности, ее восприятие с точки зрения религиозного спасения души доминировала над стремлением к наживе, рационализировала его и наделяла религиозным смыслом. В современном западном обществе положение изменилось: страсть к наживе вырвалась из религиозной «обертки» и превратилась в самодовлеющий мотив, в базовую ценность:

«В настоящее время дух аскезы - кто знает, навсегда ли? - ушел из этой мирской оболочки. Во всяком случае, победивший капитализм не нуждается более в подобной опоре... В настоящее время стремление к наживе, лишенное своего религиозно-этического содержания, принимает там, где оно достигает наивысшей своей свободы, а именно в США, характер безудержной страсти, подчас близкой к спортивной»[6].

Из протестантских этических ценностей лишь «представление о "профессиональном долге" бродит по миру, как призрак прежних религиозных идей»[7]. Протестантская этика, заложив духовные основания высокой профессиональной культуры, утратила непосредственное влияние на нее. Как свидетельствуют современные социологические исследования, прямого соответствия между высоким уровнем протестантской религиозности и трудовой этикой не наблюдается, но в целом она выше там, где была более сильная протестантская традиция.

Капитализм уже развивается не на основе религиозной культуры, а на своем собственном базисе. Если первоначально человек со своими целями, ценностями, стремлениями создавал капиталистическое хозяйство, то теперь оно превратилось в колоссальный самостоятельный механизм, формирующий образ мысли и стиль жизни каждого члена общества, навязывающий ему свои нормы и «правила игры». М. Вебер пишет: «Пуританин хотел быть профессионалом, мы должны быть таковыми».

4. Протестантская этика и ее роль

Протестантская этика, выступая в процессе становления капитализма его могущественнейшим союзником в борьбе с традиционализмом, имела не только огромное конкретно-историческое значение в смысле формирования психологических и культурных основ его "духа", но и самое широкое историческое значение в смысле формирования всей капиталистической культуры.

Рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания и других идей пуританской этики стало одним "из конституционных компонентов современного капиталистического духа, и не только его, но и всей современной культуры"

Благодаря протестантской этике капиталистическая деятельность и деятельность вообще приобретают рационально смысловое, культурно-детерминированное значение. Отношения между субъектами получают социальный характер. Сам субъект превращается в культурное существо, сознательно организующее деятельность, ориентируясь на среду и "значимость других". Возникающий общественный строй как продукт осмысления действий также становится культурным продуктом.

Вебер в качестве главной идеи аскетического протестантизма выделяет идею профессионального призвания и долга. Не труд как таковой, а лишь систематически организованный, методический труд в рамках своей профессии, рациональная деятельность угодны Богу. Подобные принципы создавали импульс к методическому контролированию своего поведения, аскетическому стилю жизни, ориентированному на Божественную волю рационального преобразования. Тем самым происходит освобождение мира от магии, суеверий, зависимости от церкви, молитвы. Он становится проще, понятнее, рациональнее. Вопросы избранности и спасения теперь решаются не в таинствах церковных служб и молитв, не посредниками между Богом и человеком, а самим человеком в процессе трудовой деятельности. Он спасает свою душу, следуя божественным заповедям, а успех в профессиональной деятельности есть знак благодати - вознаграждение за упорный методичный труд. Л.Г. Ионин справедливо отмечает, что рациональная организация собственного дела, ведущая к максимизации результата деятельности, и есть рациональная организация спасения собственной души

В начале XX века Вебер наблюдал отличительные черты национального характера различных народов Европы, проявлявшихся в отношении к профессиональному долгу и призванию. "Каждому фабриканту, - пишет он, - хорошо известно, что одним из основных препятствий в ходе капиталистического развития таких стран, как, например, Италия, является недостаточная сознательность рабочих, что отличает ее от Германии". Сравнивая, Вебер отмечает, на первый взгляд сложнообъяснимую, особенность: среди преуспевающих коммерсантов преобладают сторонники протестантизма. Вебер пишет: «При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя внимание одно явление, неоднократно обсуждавшееся в католической печати и литературе и на католических съездах Германии. А именно – несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, среди высших квалифицированных слоев рабочих, среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий». Далее автор делает различные предположения, о природе данного факта преобладания протестантов. Он пытается объяснить его с позиции исторической – «В XVI в. многие богатейшие области империи в силу благоприятных естественных условий и близости торговых путей, приняли протестантскую веру; последствия этого факта способствуют успехам протестантов в их борьбе за существование и экономическое процветание». Так же с позиции экономической (финансовой) и общеобразовательной: «Тот факт, что процент католиков среди учащихся и выпускников средних учебных заведений "повышенного типа" значительно ниже их процентного отношения ко всему населению, можно, объяснить имущественными различиями. Но тот факт, что среди абитуриентов-католиков процент окончивших учебные заведения, которые готовят к технической и торгово-промышленной деятельности, вообще к буржуазному предпринимательству, также значительно ниже, чем среди протестантов – этот факт никак нельзя объяснить финансовой причиной».