Оглавление
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Состояние теории и практики финансирования учреждений
культуры……………………………………………………………………….7
1.1. Правовое регулирование финансирования в сфере культуры…...7
1.2. Прямое, косвенное и внебюджетное финансирование
учреждений культуры………………………………………………………..12
Выводы по первой главе……………………………………………………..23
Глава 2. Основные направления совершенствования финансирования в учреждениях культуры в современных условиях………………………….24
2.1. Совершенствование государственного финансового
обеспечения культуры……………………………………………………….24
2.2. Совершенствование механизма финансирования учреждений
культуры Российской Федерации…………………………………………..29
Выводы по второй главе…………………………………………………….39
Глава 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности МУК ЦБС
ЗГО……………………………………………………………………………40
3.1. Общая экономическая характеристика МУК ЦБС ЗГО………... 40
3.2. Анализ финансово-хозяйственного положения МУК ЦБС
ЗГО…………………………………………………………………………...45
3.3. Рекомендации по совершенствованию финансирования в
МУК ЦБС ЗГО………………………………………………………………56
Выводы по третьей главе……………………………………………………63
Заключение…………………………………………………………………..64
Список использованной литературы………………………………………67
Приложение…………………………………………………………………73
Введение
Финансирование отрасли является одной из центральных проблем управления культурной сферой, так как в информационном обществе культуру надлежит рассматривать не только как социально-образующую, но и экономико-образующую отрасль. До сих пор не выработано ни четких принципов, ни адекватного современным реалиям механизма такого финансирования. Финансирование культуры по "остаточному принципу" сегодня явно устарело.
Экономическую поддержку культуры назвать новой проблемой никак нельзя. Понимание что государство не в силах поддерживать все созданное ранее в социально-культурной сфере и не может тратить деньги на культуру по-прежнему, окончательно созрело к середине 90-х годов, когда произошло обвальное сокращение финансирования социально-культурной сферы из бюджета и многие позиции в управлении сферой культуры были утрачены. Функционирование сферы культуры стало происходить в условиях значительного дефицита ресурсов. В это время в культуре настает время проявления рыночных сил и частных инициатив, делаются попытки приватизировать и коммерциализировать части культурной инфраструктуры. Государственное влияние на сферу культуры значительно уменьшается, сокращается ее государственное финансирование. Государство, по сути, перестает диктовать культуре свои требования, в его лице культура утрачивает своего гарантированного заказчика.
За годы реформ культурная ситуация в стране заметно изменилась. В ходе трансформации общественно-экономической системы и экономических реформ произошло усложнение институциональной структуры социально-культурной сферы. Но одновременно с этим обострились финансовые проблемы учреждений и организаций культуры, актуализировались проблемы совершенствования органов государственного управления социально-культурной сферой.
Во всём мире отрасль культуры содержится за счёт бюджетного и внебюджетного финансирования. В её ведении находится большой объём движимого и недвижимого имущества, в отношении которого требуются специальные режимы управления. По своему «коммерческому потенциалу», т.е. возможности самостоятельно существовать в рыночных условиях, учреждения культуры различаются существенной неоднородностью. Кроме того, выполнение некоторых функций, закреплённых за организациями культуры, вообще не может опираться на рыночные принципы, так как не зависит от спроса или востребованности населением, например, сохранение фонда. Учреждения культуры обеспечивают достижение социально-значимых результатов, которые не могут измеряться только экономической эффективностью, а выражаются в развитии культуры и общества, гарантиях социальной защиты и социальной справедливости. Проблема состоит в противоречии огромной роли учреждений культуры в обществе и в то же время крайне недостаточном их финансировании.
Каждое время ищет свои рецепты. Для России основным подобным рецептом всегда было государственное финансирование - в большем или меньшем объеме, в условиях большей или меньшей хозяйственной свободы организаций культуры в расходовании бюджетных средств. Только государство несло ответственность за сохранение культурного наследия и развитие культуры. Жесткие условия нехватки ресурсов обостряют проблему соответствия гарантий государства его возможностям, усиления обоснованности бюджетных ресурсов и прозрачности расходов общественных средств. Это указывает на важность проблемы.
Решение организационно-экономических проблем в социально-культурной сфере предполагает сегодня многоканальное финансирование, повышение эффективности расходования бюджетных средств и использования находящегося в сфере культуры государственного имущества, которое является хозяйственным и экономическим ресурсом, обеспечивающим производственную и хозяйственную деятельность предприятия. Отсюда изучение данного вопроса сегодня особенно актуально.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы составить оптимальные рекомендации по совершенствованию финансирования Муниципального управления культуры Централизованная библиотечная система Златоустовского городского округа (МУК ЦБС ЗГО).
Цель конкретизируется решением следующих задач:
- изучить состояние теории финансирования в учреждениях социально-культурной сферы;
- дать характеристику объекту исследования;
- описать систему финансирования в МУК ЦБС ЗГО;
- разработать рекомендации по совершенствованию финансирования в МУК ЦБС ЗГО.
Объектом исследования является МУК ЦБС ЗГО.
Предмет исследования - финансирование МУК ЦБС ЗГО.
Методы исследования:
- анализ нормативной, учебной и методической литературы;
- изучение документов и анализ отчетов МУК ЦБС г. Златоуста;
- графический метод.
Информационная база исследования:
Анализ хозяйственной деятельности в системе управления бюджетной организацией произведен с помощью работ отечественных авторов, таких как Денисов Е.Ф. [20], Жарков Л.С [24], Шеймана И.М. [27]; для изучения правового регулирования финансирования в сфере культуры использовались статьи таких авторов как: Алешкина А.И., Ильиной А.А. [52]; Еремяна В.В., Ежевского Д.О. [56]; основные направления совершенствования финансирования в учреждениях культуры в современных условиях отражены в учебных пособиях Тульчинского Г.Л. [37], Гервица Л.Я, Масталыгина Н.А. [39]; статьях: Корнеева В.П. [64], Комарова Л.В. [63].
Курсовая работа включает три главы. В первой главе рассмотрены теоретические основы финансирования в сфере культуры в условиях рыночной экономики. Исследовано нормативное регулирование финансирования социально-культурной сферы, показана организация финансовой политики в учреждениях культуры, исследованы формы финансирования в условиях рыночной экономики.
Во второй главе показаны основные направления совершенствования финансирования социально-культурной сферы. С этой целью показаны пути совершенствования государственного финансового обеспечения социально-культурной сферы и совершенствование механизма финансирования учреждений культуры.
По результатам исследования в третьей главе дана общая экономическая характеристика МУК ЦБС ЗГО и проведен анализ финансово-хозяйственного положения МУК ЦБС ЗГО.
Работа выполнена на 76 страницах основного текста, содержит 9 таблиц, 4 диаграммы и список библиографических источников из 76 наименований.
Глава 1. Состояние теории и практики финансирования учреждений культуры
1.1. Правовое регулирование финансирования в сфере культуры
Для финансирования сферы культуры очень важна законодательная база, так как она во многом определяет направления финансовой политики государства.
Здесь надо принимать во внимание, прежде всего, общие принципы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, разграничение налоговых и других доходов между уровнями бюджетной системы, установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг. Помимо общих принципов организации и функционирования бюджетной системы большое влияние на финансирование сферы культуры оказывают конкретные решения, уже принятые государством в данной сфере. Эти решения предусматривают:
- государственные гарантии доступности получения полноценных культурных услуг;
- адресность бюджетного финансирования;
- достижение современного качества культуры;
- формирование эффективных нормативных правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов в сферу культуры;
- повышение социального статуса и профессионализма работников культуры, усиление их государственной и общественной поддержки [52,С.59].
Эффективность расходов бюджетов зависит от правильности выбранных приоритетов финансовой деятельности, установленных законодательством. Основными правовыми актами, определяющими сегодня расходные обязательства федерального правительства в области культуры, являются: Конституция Российской Федерации, Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и др. В программных документах развития сферы культуры подчеркивается, с одной стороны, приоритетная роль государства, с другой — необходимость эффективного использования внутренних ресурсов сферы культуры.