Следующая задача, стоящая перед государством в переходный период, - это демонтаж административно-командных методов управления и создание новой системы методов, форм, инструментов государственного регулирования. Однако переход от административных методов к экономическим, от прямого государственного планирования к регулированию должен быть не одномоментным, а постепенным. Так, на первых этапах переходного периода, для которого характерно кризисное состояние экономики, государство, чтобы не допустить катастрофического падения уровня жизни, может сохранять административный контроль над ценами на некоторые продовольственные товары, энергоносители и т.п. Постепенно, по мере стабилизации экономической ситуации, сфера действия административных рычагов должна сокращаться. Необходимым условием и предпосылкой перехода к экономическим методам регулирования являются радикальные реформы кредитной и налоговой систем, формирование институтов и инструментов фискальной и монетарной политики, создание соответствующей инфраструктуры рынка.
Таблица 2. Особенности переходной экономики
По данным таблицы 2 страны СНГ гораздо больше ощутили на себе последствия кризиса при переходной экономике по сравнению со странами социалистического «лагеря». Как мы видим, продолжительность экономического спада в странах СНГ была выше на 3 года. Экономический спад в постсоциалистических странах всего лишь на 23% коснулся всех аспектов жизни этих стран, хотя в странах Прибалтики наблюдался самый глубокий экономический спад(до 51%). В странах СНГ же в среднем глубина спада составила так же 51 %. Спустя 10 лет после развала СССР и социалистического «лагеря» рост ВВП по сравнению с 1990 годом наблюдается в Венгрии, Польше, Словакии и Словении. Во всех остальных же странах ВВП уменьшился.
2.2.Распределение и доходы. Социальная справедливость и социальное неравенство в переходной экономике
Специфическая для современной переходной экономики система распределения призвана обеспечить, с одной стороны, социальную защиту, с другой — стимулы к труду, предпринимательской деятельности, использованию инновационного потенциала работника. Она включает два механизма распределения: рыночный механизм и механизм распределения по труду, доставшийся от централизованной системы хозяйствования.
В рыночной системе хозяйствования существует достаточно простая модель факторных доходов, объясняющая получение доходов, которые приносит каждый из факторов производства: труд — заработную плату, капитал — прибыль, земля — ренту. В последнее время к ним добавляют предпринимательские способности, которые также обеспечивают соответствующие доходы.
Существует и вторая модель объяснения источника доходов, имеющая в своей основе марксистскую трактовку: создаваемый общественный продукт рассматривается как результат деятельности наемного работника, труда, создающего всю новую стоимость, которая не случайно в любой экономической статистике называется вновь созданной стоимостью. Соответственно и доход должен был бы принадлежать тому, кто создал эту стоимость, но при условии, что и средства производства оказались бы в руках тех, кто осуществляет трудовую деятельность.
Однако, поскольку современная рыночная экономика в большинстве случаев основана на отчуждении работника от собственности на средства производства, часть созданного дохода присваивается собственником средств производства. Эта часть — прибыль, или в марксистской теории — прибавочная стоимость, является источником накопления и личного дохода класса собственников средств производства. Работник же получает только заработную плату, хорошо если равную стоимости рабочей силы.
Модель распределения по труду переходной экономике досталась в качестве «наследства» централизованной системы хозяйства. На практике она представлена прежде всего в превратных формах уравниловки и социальной несправедливости, связанной с наличием привилегий и льгот бюрократического аппарата. По своей сути эта система является не чем иным как моделью нормативного распределения, основанной на том, что каждый работник получает эквивалент своих трудозатрат (за вычетом той доли, которая необходима для накопления, поддержания уже и еще нетрудоспособных, развития социальной сферы и иных целей общественного или коллективного саморазвития) в нормативной форме (с учетом количества и качества труда, его результативности).
Механизм распределения в переходной экономике противоречиво соединяет две модели: распределение по труду и рыночную конкуренцию. Он фактически организован не столько как нормативный или рыночный (конкурентный) механизм, сколько как смена традиционных уравниловки и бюрократических подачек стихийными подачками (осуществляемыми или государством, или региональным чиновничеством, или руководителями той или иной частной или псевдогосударственной корпорации) и доходами от процессов первоначального накопления капитала, замешанными частью на законах рынка и эксплуатации, частью на насилии, как новоявленном, так и унаследованном от тоталитарной системы. Постепенно эта система эволюционирует к большей стабильности.
Система отношений распределения переходной экономики, соединяющая конкурентные начала с распределением по труду, должна:
1) Предполагать наличие некоторых нормативов, минимальных стандартов, гарантирующих определенный доход для лиц наемного труда или для лиц, занятых в государственных и коллективных предприятиях, при условии выполнения некоторого уровня квалификационных требований. Причем в случае, если гарантированный доход наемных работников не может быть обеспечен, фирма разоряется, а работники должны быть трудоустроены;
2) Дополняться системой материального стимулирования, основанной на рыночных принципах, включающих конкуренцию предприятий в условиях социально-ориентируемого и регулируемого рынка.
Система стимулов к труду состоит: из системы денежного стимулирования труда, обеспечивающего прямую связь между мерой труда и мерой получаемого работником денежного вознаграждения, которое должно быть тесно связано для работников с их инициативой и активностью; из системы социальных стимулов (создание достойных условий труда; мотивация труда переходом к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу; стимулирование свободным временем; улучшение отношений в коллективе); из системы моральных стимулов, которые ориентированы на мотивацию человека как личности;
3) Включать не только механизмы, связанные с оплатой труда, но и с получением доходов от собственности, предпринимательства, стимулированием этих доходов в той же мере, что и трудовые доходы. Исключением могут стать лишь некоторые сверхвысокие доходы, которые вместе с тем могли бы использоваться лицами, их получающими, для благотворительной общественной деятельности. При этом целесообразно создание условий, дестимулирующих развитие рантье, паразитирующих на экономике, а также спекулятивного капитала, что наиболее типично для переходной экономики. Необходимы жесткие ограничения, связанные с бюрократическими привилегиями, близостью к государственной собственности и другими формами использования привилегированного бюрократического положения в рамках государственных и крупных частных корпораций;
4) Дополняться общественным контролем за системой распределения. Каждый человек должен иметь право получения любых законных доходов при условии их фиксации на едином именном счете в том или ином банке и оплаты всех необходимых покупок с этого счета путем перечисления или снятия денег для наличных расчетов. В перспективе целесообразно развитие «электронных» денег или других современных форм, широко развитых на Западе.
Система отношений распределения — это не только система оплаты труда и регулирования доходов, но и система социальной защиты, обеспечивающей гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость положения человека. Она предполагает гораздо более сложную систему отношений, позволяющую задействовать механизмы обеспечения социальной справедливости для роста экономической эффективности, стимулирования производительного интенсивного труда и «задействования» предпринимательских способностей большинства членов общества для реализации экономических, социальных, гуманитарных целей.
Диаграмма 3. Удельный вес расходов населения на оплату услуг в денежных расходах и сбережениях
В 1997 году удельный вес расходов на оплату услуг достиг своей высшей точки в данном периоде. После 1997 года тенденция пошла на убыль, но показатель так и не достиг уровня 1991 года.