Содержание
Введение.......................................................................................... 3
1. Предмет и метод исследований А. Смита...................................... 4
1.1 Краткая биография..................................................................... 4
1.2 Исторические условия формирования идей А. Смита.................. 6
1.3 Методология А. Смита................................................................ 6
2. Возникновение теорий политической экономии............................. 8
2.1 «Исследования о природе и причинах богатства народов»......... 8
2.2 Теория стоимости А. Смита...................................................... 16
2.3 Теория разделения труда, обмена и денег................................. 18
2.4 Теория производительного и непроизводительного труда......... 19
2.5 Классы и доходы...................................................................... 20
2.6 Капитал основной и оборотный................................................ 21
2.7 Воспроизводство общественного капитала................................ 22
2.8 Заработная плата...................................................................... 23
2.9 Теория прибыли....................................................................... 25
2.10 Земельная рента...................................................................... 27
2.11 Вопросы экономической политики в теории А. Смита............. 27
Заключение..................................................................................... 29
Список используемой литературы.................................................. 30
Введение
Термин "политическая экономия" возник задолго до того как политическая экономия стала наукой. В оборот ее ввел представитель меркантилизма Монкретьен де Воттевиль еще в 1615 году, написав "Трактат политической экономии". Со времен Ксенофонта экономика понималась как наука о рациональном ведении домашнего хозяйства. Монкретьена же, как и других представителей меркантилизма, интересовали вопросы связанные с процветанием государства, национальной экономики в целом. Появление нового термина ("полис" - государство) и означало появление новой науки - науки о процветании национального хозяйства. Хотя в строгом смысле науки еще не было, поскольку наука начинается там, где обнаруживаются глубокие, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и зависимости.
Исторически сложилось так, что почти повсеместно формирование экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в.Эта "человеческая слабость" будет преодолена, очевидно, нескоро, ибо в отличие от естественных наук, требующих, как правило, представления о современном уровне знаний в этой области, экономическую науку едва ли можно постичь, не познакомившись с теоретическими воззрениями выдающихся экономистов классической политической экономии. Среди них Адам Смит является, несомненно центральной фигурой. Именно благодаря ему политическая экономия выделяется как самостоятельная отрасль знаний из круга гуманитарных наук, перестает быть уделом гениальных самоучек, становится академической дисциплиной и обязательным элементом образования молодых людей высших, а затем и других сословий.
Цель данной работы – изучить предмет и метод исследований Адама Смита в области в экономике а также детально рассмотреть основные положения его теорий, что в свою очередь позволит поближе познакомиться с сущностью экономической теории в целом и оценить ее актуальность и необходимость в том числе в условиях современной жизни.
1. Предмет и метод исследований А. Смита
1.1 Краткая биография
Адам Смит родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещен 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф, в семье таможенного чиновника. Его отец умер за 6 месяцев до рождения Адама. В возрасте 4 лет он был похищен цыганами. Но быстро спасен его дядей и возвращен матери. Предполагается, что Адам был единственным ребенком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сестрах.
В возрасте 14 лет поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Френсиса Хадчесона. В1740 году он поступил в Бейллиол-Колледже в Оксфорде и закончил обучение в нем в 1746.
В 1748 году Смит начал читать лекции в Эдинбурге под покровительством лорда Кеймса. Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономки. Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.
Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы», что нашло отражение в его самой известной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отраженных в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период возникновения так называемого Шотландского просвещения.
В 1751 году Смит был назначен профессором логики в университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономике. В 1759 году Смит опубликовал статью, включающую в себя материалы из его лекций. В этой статье Смит обсудил стандарты этического поведения, которые поддерживают общество в состоянии стабильности.
Известность Смит получил после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов». Эта книга в деталях описывает последствия экономической свободы. В книгу включены обсуждения таких концепций, как laissez-faire, роль эгоизма, разделение труда, функции рынка и международное значение свободой экономики. Богатство народов открыло экономику как науку, запустив доктрину свободного предпринимательства.
Смит изложил интеллектуальную систему, которая объяснила работу свободного рынка и до сих пор является основой экономического образования. Самый известный афоризм Смита – невидимая рука рынка – фраза, которую он использовал для объяснения эгоизма, как эффективного рычага в распределении ресурсов.
А. Смит был яркой и разносторонне развитой личностью. Достаточно
сказать, что он получил образование в двух самых престижных
университетах мира. Его интересы не были ограничены лишь экономикой или
философией, он обладал широкими научными познаниями в других областях:
например, получил степень магистра искусств и доктора прав. Кроме того,
А. Смит общался с лучшими людьми своего времени, что в большой степени
способствовало формированию его взглядов. Создание своей экономической системы он поставил главной целью научной работы и исканий.
1.2 Исторические условия формирования идей А. Смита
Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла именно в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо. Великобритания была в тот период самой передовой в экономическом отношении страной. Она обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством и быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в Англии большое развитие: здесь выделились основные классы буржуазного общества: рабочий класс, буржуазия и землевладельцы. Буржуазия была заинтерисована в научном анализе капиталистического способа производства. Таким образом, во второй половине XVIII в. в Великобритании сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество шотландского экономиста и философа А. Смита.
1.3 Методология А. Смита
Методология исследования, примененная А. Смитом, отличается оригинальностью. Центральное место в ней занимает концепция экономического либерализма, в основу которой он положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. Он считал, что "естественный порядок" стихийно пробивает себе дорогу вопреки воле людей и государственному законодательству.
Общество Смит рассматривал как совокупность индивидов, которые наделены от природы определенными качествами, определяющими заранее их экономическое поведение. Главными из них являются:
а) трудовое происхождение жизненных благ;
б) склонность к обмену услугами и результатами своего труда;
в) хозяйственный эгоизм;
Эти свойства и делают, по мнению Смита, каждого индивида "экономическим человеком". Трудовое происхождение жизненных благ вынуждает человека ради них жертвовать своим покоем и свободой. Склонность к обмену – один из решающих признаков человеческой природы. Она обусловливает то, что люди через разделение труда сосредотачивают свою деятельность на определенной форме. А эгоистичные интересы, поиск личной выгоды каждым человеком ведут к оптимизации его усилий, что оборачивается выгодой для всего общества. Но так как каждый "экономический человек" существует в обществе, где его индивидуализм сталкивается с индивидуализмом других членов общества, самое существование общества оказывается возможным лишь как меновой или торговый союз между людьми. Люди вынуждены оказывать взаимные услуги, работать друг на друга и эта работа выступает в форме разделения труда.
Хозяйственная деятельность множества людей, их сложное взаимодействие, осуществляется, по мнению Смита, "не видимо и рукой", под которой он понимал действующие в обществе стихийные и объективные законы.
Исследования Смита отразили значительный прогресс в области методологии политической экономии. Он четко определил двоякую задачу этой науки: анализ объективной экономической реальности, выяснение закономерностей ее развития (позитивная сторона) и выработка рекомендаций для экономической политики фирм и государства (нормативная сторона). Заслугой Смита является дальнейшая разработка метода абстракции. Он пытался проникнуть во внутренние связи явлений, обнаружить глубинные процессы.