Существует два вида продажи предприятий:
· закрытая продажа;
· открытая продажа.
Закрытая продажа предусматривает продажу предприятий персоналу и приравненным к нему лицам по ценам ниже рыночных. Размер скидок чаще всего зависит от стажа работы на этом предприятии и получаемой зарплаты. Применяется и еще одна привилегия – покупка персоналом акций в рассрочку. Этот способ приватизации достаточно популярен, особенно среди работников рентабельных предприятий.
Недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются возможности для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.
Открытая продажа позволяет участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам, а не только персоналу конкретного предприятия. Акции переходят к тому, кто предлагает самую большую цену, а полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет.
Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий. Этот недостаток пытаются устранить с помощью экспертных оценок, которые закладываются в начальные цены продаж.
Бесплатное распределение практикуется в государствах, где население не располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. Разновидностью этой модели приватизации явилась ваучерная приватизация – выдача населению ваучеров. Ими могут наделяться все граждане или только совершеннолетние. Затем предполагается обмен акций приватизируемых предприятий на ваучеры. Тем самым граждане в виде акций конкретного предприятия получают свою часть национального богатства. Преимущество этого способа в том, что, когда в стране не существует реальный капитал, то через ваучеры происходит относительно быстрое протекание процесса приватизации. Кроме того, он позволяет реализовать принцип равенства, так как все граждане находятся в одинаковых стартовых условиях при приобретении имущества.
Недостатки модели – в слабых финансовых результатах.
Формирование холдингов осуществляется, если быстрая приватизация невозможна по политическим и идеологическим причинам. Государственные или частные холдинги берут на себя управление бывших государственных предприятий с целью максимизации прибыли. Положительная сторона в том, что она позволяет за короткий срок создать рынок капитала и повысить эффективность предпринимательской деятельности.[10]
2 ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ
СТРАНАХ
2.1Приватизация в странах Восточной Европы
Приватизация в странах Восточной Европы началась примерно в 1990 - 1992 годы. В плане постановки целей, и в части механизмов их реализации, эти страны имели немало различий, в которых представлен довольно широкий спектр подходов. Сами процессы различались и темпами, и результатами. Все это создает весьма широкий и поучительный спектр вариаций, который в сопоставлении может дать немало пищи для размышлений и обобщений.
Литва.Идеологи приватизационных процессов исходили из социал-демократической мечты о "народном капитализме", основой которого должен был стать широкий слой "среднего класса". Путь к нему они видели через механизм раздела государственной собственности равными долями на всех членов общества, приобретя которые они получили бы возможность стать мелкими предпринимателями, либо акционерами.
В Литве использовали инвестиционные чеки, которые выдавались в виде инвестиционных книжек. При этом была уникальная специфика в их использовании. Вплоть до 1996г. покупать государственное имущество можно было только за чеки. Но нельзя было - за живые деньги. Такая модель на практике оказалась совершенно нежизнеспособной в силу крайней неудобности.
Легальным способом концентрации капиталов при таких условиях стали инвестиционные акционерные общества (ИАО). Они превратились в мешки, куда население складывало свои чеки. Эти ИАО бесплатно присвоили чужие чеки в обмен на ничем не гарантированные обещания дивидендов и со временем «исчезли», либо неудачно вложив их, либо просто растворившись в беззаконии «смутных времен».
Параллельно происходило акционирование промышленных предприятий. Они нередко становились добычей криминала. Власти сами способствовали этому: в 1993 году Сейм принял поправку к закону, разрешающую предприятиям использовать на приватизацию остаточную прибыль, что позволило директорам вначале создать независимые от государства акционерные общества, а затем быстро подвести их к банкротству, захватив пакеты акций, что позволяло при ликвидации предприятий оторвать от них в свою пользу значимые суммы.
Первый - чековый -этап приватизации официально закончился 1 июля 1995г. Было приватизировано государственной собственности примерно на 3,5 млрд. литов. На нее было израсходовано 93 % имевшихся у населения чеков. При этом было раскуплено лишь 30 % государственной собственности. Сведения об итогах первого этапа приватизации в Литве: процент выполнения программы приватизации 85, число проданных предприятий по отраслям: торговых – 1734, бытового обслуживания – 991, промышленных – 799, строительных – 601, коммунальных – 356, транспортных – 161, прочих – 1058, итого: 5700.
Второй, этап «Большой приватизации», отличался тем, что была легализована продажа за деньги. Поначалу ее ограничивали два довольно обширных списка - специального и стратегического назначения. В основном в них входили объекты инфраструктуры - энергетики, транспорта, связи. Вскоре власти убедились, что один из важнейших источников бюджетных поступлений иссяк: в сферах обслуживания, промышленности, строительства и т.д. Остались лишь объекты, в которых доля государственного капитала незначительная - в пределах 10-15 %. В 1996-1997 году удалось выручить всего лишь 84,2 млн. литов. Председатель Приватизационной комиссии Вилкас начал склонять Сейм снять все ограничения, убеждая, что только приход капитала может уберечь предприятия от банкротства. В результате первым крупным объектом в этом ряду была продажа Телекома (1998); затем ушел нефтекомплекс Mazeikiu nafta (1999), два государственных банка, часть морского пароходства, нефтедобыча, портовая компания KLASCO и судостроительный завод, и другие предприятия. О новых масштабах продаж говорит и статистика поступлений в казну (в млрд. литах): 1998 - 2,3; 1999 - 0,49; 2000 - 1,09; 2001 - 1,2, то есть за 4 года - свыше 5 млрд.
До 2003г. неприватизированными оставались около 3 тыс. объектов на сумму примерно 2,3 млрд. литов. После почти все остальные предприятия, за исключением Игналинской АЭС, находились в процессе приватизации (два пароходства, государственная авиакомпания LAL, Каунасская ГРЭС, алкогольная отрасль, распределительные электросети, железные дороги и др.).
Академик Вилкас, долгие годы возглавляющий правительственную Приватизационную комиссию, оценивая пройденный путь, полагает, что идеологи приватизации запутались в ее целях. Основной ошибкой была иллюзия, что если раздать чеки поровну, то и «госпирог» собственности будет разрезан равными дольками. Но этого не произошло и не могло произойти, потому что не все хотят и могут заниматься бизнесом или, даже толково распорядиться "билетами" на конечный продукт. Чеки не оградили приватизацию от "нечистых денег" и активизировали нелегальные методы, так как легальные не работали.[11]
Болгария.Специфика приватизационных процессов заключалась в том, что с начала приватизации основной упор был сделан на реституцию. Прежним собственникам в массовом порядке были возвращены рестораны, магазины, административные и жилые здания, что стало основой для развития отношений частной собственности в сферах торговли и услуг. В аграрном секторе развитие отношений частной собственности было отягощено преждевременной и принудительной ликвидацией прежних структур, что усугубило кризисные явления в отрасли.
Основным принципом, принятого в 1992г., «Закона о преобразовании и приватизации государственных и общинных предприятий» была платность. Закон предусматривал снабжение ограниченных преференций трудовым коллективам. Рыночный способ приватизации не учитывал ограниченность внутренних финансовых ресурсов, что затрудняло процессы приватизации.[12]
В 1994г. в закон были внесены дополнения, предусматривавшие передачу собственности населению путем инвестиционных бонов, что означало переход к массовой приватизации. В течение следующих двух лет разрабатывались нормы, и создавалась институциональная база для массовой приватизации.
Период с 1996г. характеризовался разукрупнением и коммерциализацией государственных предприятий.
В приватизационных процессах активно участвовали международные финансовые инвесторы. Подготовка договоров по приватизационным оценкам крупных предприятий поручалась иностранным консультантам – посредникам.
Имевшиеся долги предприятий затрудняли прохождение приватизационных процессов, поэтому кроме оплаты наличными применялись также замена долгов предприятий собственностью, учет будущих инвестиций или другие дополнительные обязательства. Часть предприятий была продана за символическую плату. Правительство списывало или принимало на себя долги предприятий перед их продажей с тем, чтобы повысить цену.
В результате ускоренной приватизации в начале 2000г. частный сектор составлял 46,2 % бывшей государственной собственности, из которых 12 % было приватизировано в ходе массовой приватизации; 30 % долгосрочных активов государства подлежали приватизации в начале XXIвека.
Основная часть (39 %) сделок по продаже государственной собственности осуществлялась с работнико-менеджмерскими обществами (РМО), для платежей по большей части сделок предоставлялись рассрочки.