• размер первоначального капитала должен быть не менее 1 млн. евро (для банков требование составляет 5 млн. евро);
• минимальные и постоянные собственные средства не должны быть ниже 2% от текущих или средневзвешенных за последние шесть месяцев финансовых обязательств по выпущенным электронным деньгам (для банков аналогичное требование составляет 8%);
2) ограничения по инвестициям институтов электронных денег:
• инвестирование свободных средств жестко ограничено и, среди прочих требований, не должно быть ниже, чем финансовые обязательства по выпущенным электронным деньгам. Возможно, например, инвестирование в активы с нулевым риском и высокой ликвидностью, в депозиты до востребования в кредитных организациях особой зоны А;
• инвестиции могут не более чем в 20 раз превышать собственные
средства института электронных денег;
З) ограничения деятельности институтов электронных денег:
• институты электронных денег могут эмитировать электронные деньги, предоставлять сопутствующие финансовые и нефинансовые услуги, выпускать и администрировать другие средства платежа;
• институтам электронных денег запрещено предоставление любых
форм кредитов. [1]
Анализ приведенных требований свидетельствует о том, что менее жесткие требования к капиталу институтов электронных денег (в сравнении с банковскими организациями) компенсируется существенными ограничениями их деловой деятельности.
В соответствии со статьей 7 Директивы 2000/4б/ЕС в целях обеспечения финансовой надежности институты электронных денег должны иметь осторожное управление, административные и учетные процедуры, а также адекватные механизмы внутреннего контроля.
Следует заметить, что еще в середине 90-х годов прошлого века эксперты Европейского центрального банка входили в состав рабочей группы, действовавшей под эгидой Базельского комитета по банковскому регулированию и надзору и центральных банков стран «Группы десяти» (G-10). В результате совместного исследования были рассмотрены основные виды рисков электронных денег и разработаны рекомендации по управлению ими.
Следует отметить, что в Европе регулирование электронных денег является интегральной частью банковского регулирования, что отражает европейскую традицию значительного государственного контроля над системой денежных расчетов, которая распространена и на электронные деньги.[2]
1.3. Краткий обзор сложившейся практики регулирования электронных денег в республике Беларусь
Республика Беларусь достаточно далеко продвинулась в регулировании электронных денег. Ее опыт представляется особенно интересным в ракурсе создания союза между Российской Федерацией и Республикой Беларусь с единой валютой. Учитывая мировой опыт разделения предоплаченных платежных инструментов на карты электронных денег и карты с полным учетом операций, было принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь «О минимальных требованиях к осуществлению операций с банковскими пластиковыми карточками электронных денег».
В соответствии с указанным постановлением операции с картами электронных денег на территории Республики Беларусь могут осуществлять только банки. Для осуществления данных операций не надо получать специального разрешения. Операции проводятся в пределах полномочий, предоставленных имеющимися у них лицензиями Национального банка Республики Беларусь, но при этом необходимо представить в Национальный банк уведомление о начале операций с карточками электронных денег.
Операции с картами электронных денег подразделены на эмиссию и распространение. При осуществлении эмиссии банк-эмитент несет обязательство по погашению электронных денег предъявителю, при распространении – банк-агент не несет данных обязательств, а является только посредником между эмитентом и держателем карты.
Надзор за деятельностью банков-эмитентов карт электронных денег осуществляет Национальный банк Республики Беларусь. Банки-эмитенты должны соблюдать экономические нормативы и выполнять резервные требования. Национальный банк Республики Беларусь вправе увеличить размер средств, вносимых в фонд обязательных резервов, для банков-эмитентов карт электронных денег, а также устанавливать максимальную сумму средств и вид валюты, которые могут быть записаны на карту электронных денег.
Кроме того, Национальный банк Республики Беларусь устанавливает особые требования к банкам-эмитентам в сфере правового и методологического обеспечения, а также технической безопасности и защиты от преступных посягательств.
Глава 2
Регулирование электронных денег в Российской Федерации: опыт, текущее состояние и перспективы развития
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют не только какие-либо специальные нормы, регулирующие эмиссию и обращение на территории Российской Федерации электронных денег, но и само это понятие. Легальное описание данного понятия является ключевым для однозначной классификации деятельности по выпуску и обращению платежных инструментов, обладающих функциями «электронных денег», в качестве банковской либо не относящейся к банковской, но регулируемой деятельности и, соответственно, определения регулирующих (надзорных) полномочий Банка России, касающихся требований к организациям, являющимся эмитентами электронных денег.
При определении правовой конструкции электронных денег необходимо учитывать аспекты действующего гражданского законодательства. Механизм обращения электронных денег основан на следующих значимых признаках:
- внесение держателем денежных средств эмитенту в качестве покрытия будущих операций - может возникать аналогия с договором банковского вклада до востребования (глава 44 ГК РФ) либо договором беспроцентного займа, в котором заемщиком является эмитент (глава 42 ГК РФ);
- учет суммы требования в электронных базах данных эмитента - может возникать аналогия с договором банковского счета (глава 45 ГК РФ);
- возможность передачи прав требования к эмитенту между держателями при обращении электронных денег (глава 24 ГК РФ);
- осуществление платежей эмитентом в пользу третьих лиц по результатам проведенных операций (глава 46 ГК РФ).
Исторически, вопрос о регулировании электронных денег начал рассматриваться Банком России в 1998г. С учетом действующего на тот момент законодательства, имеющейся международной практики, Банком России было принято решение о том, что электронные деньги будут рассматриваться как предоплаченные финансовые продукты, эмитируемые или распространяемые кредитными организациями на возмездной основе и представляющие собой, по своему юридическому содержанию, денежные обязательства эмитента, составленные в электронной форме, с возможностью обращения между участниками расчетов, заключившими соответствующие договора.
Такой подход к правовой конструкции электронных денег был закреплен соответствующим Решением Совета директоров Банка России (протокол №11), состоявшемся 20 марта 1998 года, на котором был сформирован подход в части регулирования Банком России инновационных систем расчетов в сфере розничных банковских услуг, классифицируемых в специальной литературе как “электронные деньги”.
Во исполнение вышеуказанного решения Совета директоров Банком России, соответственно, в целях осуществления контроля за эмиссией и обращением предоплаченных финансовых продуктов Банком России было разработано Указание “О порядке выдачи регистрационных свидетельств кредитным организациям – резидентам на осуществление эмиссии предоплаченных финансовых продуктов” от 3 июля 1998г. № 277-У (далее - Указание № 277-У), устанавливающее уведомительный порядок регистрации кредитных организаций-резидентов с выдачей им регистрационных свидетельств на осуществление эмиссии предоплаченных финансовых продуктов. Следует отметить, что такой же позиции придерживается Федеральная Корпорации по страхованию Депозитов (США), считая, что информация, хранящаяся на специальных устройствах (например, карта с микропроцессором), имеет правовую природу и представляет собой обязательство по выплате определенной суммы денег.
Согласно данному Указанию для получения регистрационного свидетельства Банка России на осуществление эмиссии предоплаченного финансового продукта кредитные организации - резиденты были обязаны представить в Департамент платежных систем и расчетов Центрального банка Российской Федерации документы (помимо заявления о получении регистрационного свидетельства Банка России на осуществление эмиссии предоплаченного финансового продукта), содержащие сведения об эмиссии предоплаченного финансового продукта и положение о порядке эмиссии предоплаченного финансового продукта.
Документы, содержащие сведения об эмиссии предоплаченного финансового продукта, включали в себя: информационную справку о разработчике предоплаченного финансового продукта; образец предоплаченного финансового продукта. В случае отсутствия образца необходимо предоставить его достоверные иллюстрации; информационную справку о принципах технической реализации расчетов по операциям с использованием предоплаченного финансового продукта, связанным с приобретением, отчуждением и хранением заключенной в нем стоимости; информационную справку о системе управления рисками при осуществлении операций, связанных с приобретением, отчуждением и хранением заключенной в предоплаченном финансовом продукте стоимости; информационную справку о системах безопасности и защите информации, используемых при осуществлении операций, связанных с приобретением, отчуждением и хранением заключенной в предоплаченном финансовом продукте стоимости.
В период действия Указания № 277-У соответствующее регистрационное свидетельство было выдано только одному эмитенту электронных денег - Банку Таврический (на тот период эта была единственная кредитная организация в России, реализующая схему с применением электронных денег для расчетов в сети Интернет).[3]