Прогноз развития страны на будущее с учётом мирового экономического кризиса
Среди стран, серьезно пострадавших от кризиса, не в последнюю очередь оказались государства Латинской Америки – традиционные торгово-экономические партнеры США. В течение последних пяти лет (2002-2008 гг.) наблюдалось успешное развитие этого региона, начался экономический подъем, появились новые источники и факторы экономического роста и благоприятная для такого роста конъюнктура.
Полученный благодаря высокому и более диверсифицированному экспорту профицит привел к значительному увеличению валютных резервов и существенно ослабил зависимость от притока внешнего капитала. Это стало благом для большей части Латинской Америки: местные валюты укрепились по отношению к доллару США, что позволило многим странам снизить внешний долг и создать рекордные уровни валютных резервов, которые теперь можно использовать как «подушку безопасности». Помимо этого, к числу позитивных изменений можно отнести образование более независимых центральных банков, улучшение управления государственными финансами и усиление государственного регулирования и надзора.
Однако разразившийся мировой финансовый кризис положил начало экономической рецессии в мире, в результате которой подъем в латиноамериканском регионе оказался прерванным. По свидетельству экспертов ЭКЛАК, нынешний мировой экономический кризис затронул все страны этого региона, хотя и не в одинаковой мере. Так, по прогнозам ЭКЛАК, рост ВВП региона в целом в 2009г. составит 1,9% , т.е. значительно ниже чем за пять предшествующих лет (5-6%). Несколько более высоким он ожидается в странах Южной Америки – 2,1%, наиболее низким – в странах Центральной Америки – 2,1%, в Карибском регионе – 1,4%, замыкает же перечень Мексика – страна, в экономическом отношении сильнее всего зависимая от своего северного соседа, - 0,5%. Под влиянием кризиса возникли затруднения с реализацией продукции на внешних и внутренних рынках, ухудшилось положение на рынках труда.
Госбюджеты, «похудевшие» ввиду сократившихся поступлений от налоговых и таможенных сборов, ограничивают возможности правительств по решению проблемы преодоления бедности. К этому надо добавить сократившиеся денежные переводы от латиноамериканцев, уехавших на заработки в США и другие развитые страны, а также усиливающуюся инфляцию, наиболее болезненно сказывающуюся на беднейших слоях общества. Все это — результат того, что глубоко втянутые в водоворот глобализации латиноамериканские страны оказались по существу беззащитными перед лицом мирового кризиса.
Таким образом, ситуация, сложившаяся в мире, требует от латиноамериканских стран совместных усилий по разрешению финансового кризиса и разработки плана действий по преодолению его негативного влияния на регион, сдерживания дальнейшего роста цен на продовольствие и энергоносители. Трудность положения определяет и разность подходов правительств и финансовых организаций региона к принятию решений по преодолению кризиса.
Пожалуй, ни одна другая латиноамериканская страна так остро не воспринимает этот кризис, как Аргентина.
Нынешний мировой финансово-экономический кризис захватил Аргентину в тот момент, когда ее экономика была на подъеме. В 2003—2008 гг. ВВП вырос почти на 65%, экспорт увеличился практически в три раза, а валютные резервы Центробанка — в четыре с половиной раза. Благодаря частичной реструктуризации государственной задолженности аргентинским властям удалось снизить долговую нагрузку. Страна ощутимо продвинулась вперед в деле индустриализации и формирования новых «очагов развития», включая сектора с высокой инновационной составляющей. Экономическая система в целом характеризовалась возросшим уровнем диверсификации, имели место позитивные подвижки в сфере внешней торговли и в социальной области. Складывалось впечатление, что аргентинская нация «нащупала» эффективную модернизационную модель, и национальная экономика после десятилетий потрясений и кризисов выходит на траекторию устойчивого развития.
Однако в самое последнее время мировой кризис не только круто изменил в худшую сторону внешние условия бизнеса для аргентинских товаропроизводителей, но и более четко выявил слабые места и болевые точки нынешней модели. Известный экономист Карлос Мелконьян заметил, что в 2008г. аргентинская экономика получила два сильнейших удара: мегабегство капитала (за год больше 20 млрд. долл.) и падение цен на основные товары национального экспорта.
К марту 2009г. аргентинские власти в основных чертах уже сформировали пакет антикризисных мер и предприняли ряд конкретных шагов в русле той макроэкономической стратегии, которой последовательно придерживались правительства Н.Киршнера и К.Фернандес де Киршнер. Главным было расширение государственных инвестиций; поддержка реального сектора; налоговое стимулирование инвестиционного и инновационного процесса; поддержание потребительского спроса; поощрение экспорта; реструктуризация части суверенной задолженности; меры по продвижению торгово-экономических интересов Аргентины.
Конкретные решения и действия официального Буэнос-Айреса прежде всего касались финансово-бюджетной сферы. Был принят ряд мер фискального и социального характера, в том числе: частичное сокращение налогообложения физических лиц, увеличение минимального размера пенсий (с 690 до 770 песо в месяц), учреждение Экономического и социального совета с участием представителей всех основных секторов аргентинского общества. Радикальное значение имело решение ликвидировать созданную в период неолиберальных реформ частную накопительную пенсионную систему, что передавало под контроль государства значительные средства — около 95 млрд. песо. Президент Аргентины подписала указ, согласно которому в собственность государства перешли десять крупнейших частных пенсионных фондов. Эксперты видят в действиях руководства страны желание взять под контроль оцениваемые в 30 млрд. долл. финансовые активы национализированных организаций. (Однако аргентинский фондовый рынок отреагировал на решение президента падением местного фондового индекса на 11% и курса национальной валюты).
Был увеличен объем государственных инвестиций, преимущественно в строительство и развитие инфраструктуры, и основным направлением стала реализация так называемого «Плана общественных работ для всех аргентинцев». Последняя мера призвана обеспечить занятость 400 тыс. человек.
Скорректирована государственная кредитная политика. Через Банк аргентинской нации государство стало предоставлять «мягкие» кредиты малому и среднему бизнесу (на 10 лет из 14% годовых), открыло новые линии потребительского кредитования, в том числе — для приобретения автомобилей и других товаров длительного пользования, начало формирование линии субсидируемого государством ипотечного кредитования.
Продолжалась реализация мер, направленных на отсрочку выплаты долгов по гарантированным займам, выпущенным в 2001г. В то же время изменилась политика по отношению к нелегально вывезенным капиталам. Так называемый «Антикризисный закон N 26.476», вступивший в силу 1 марта 2009г., предоставил возможность в течение 180 дней «отбелить» размещенные за рубежом активы.
Целый ряд мер, естественно, касался сферы внешней торговли. Для укрепления конкурентоспособности аргентинских товаров власти пошли на некоторое ослабление аргентинской денежной единицы — примерно до 3,6—3,7 песо за 1 доллар. Принимая некоторые меры протекционистского характера, аргентинское руководство координировало свои действия с партнерами, прежде всего с Бразилией. Уже с октября прошлого года Бразилия и Аргентина отказались от доллара во взаимных расчетах. Согласно договоренностям, они будут рассчитываться теперь в реалах и песо. Предполагается, что от такой меры в первую очередь выиграют мелкие и средние экспортеры. Дополнительные меры были призваны стимулировать экспорт, в частности, увеличение количества торговых миссий за рубежом и учреждение Федерального совета по вопросам внешней торговли для координации действий центральной власти и отдельных регионов. Одновременно был усилен контроль над импортом ряда «чувствительных» товаров — обуви, текстиля, электроники и некоторых других.
Несмотря на то, что в стране большой внешний долг (95 млрд. долл.), правительство Аргентины решило отказаться от досрочного погашения долга в 6,7 млрд. долл. перед Французским клубом кредиторов (о намерении выплатить этот долг досрочно резидент Аргентины заявила в сентябре прошлого года). Погашение долга предполагалось произвести из госрезервов Аргентины, которые составляют 47,1 млрд.долл., но в условиях мирового финансового кризиса это «было бы ошибкой».
Тем самым аргентинские власти и в условиях кризиса не отходят от базовых принципов существующей модели и в рамках макроэкономической политики модернизации продолжают делать главную ставку на усиление государственного регулирования экономики. Однако разрастание кризисных явлений потребует новых крупных расходов, что может привести к разбалансировке бюджета и серьезно осложнит положение правительства накануне парламентских выборов в июне текущего года.
Повторится ли ситуация 1998 года, когда кризис в одной стране цепной реакцией прокатился по всем развивающимся странам? Большинство экономистов утверждают, что в случае с Аргентиной этого не произойдет. Дело в том, что кризис аргентинской экономики развивался очень медленно, и финансовые трудности Аргентины не стали неожиданностью для инвесторов. По мнению экспертов, большинство зарубежных финансовых институтов успели заранее подготовиться к грядущему кризису, сократив или прекратив операции в Аргентине и создав механизмы минимизации потенциальных потерь.
Кроме того, некоторые экономисты говорят об отсутствии «механизма экономической передачи» финансового недуга, что связано с «закрытостью» аргентинской экономики в области внешнеторговых операций: экспорт составляет только около 10 процентов от ВВП страны. И, наконец, не следует опасаться передачи финансовых болезней с помощью «механизма портфельной передачи»: 60 процентов аргентинских облигаций принадлежит местному капиталу, а иностранные инвестиции носят преимущественно прямой характер.