Кондратьев, Николай Дмитриевич (1892–1938) русский (советский) экономист. Прежде всего, мировой экономической науке, Кондратьев известен, как автор теории крупных циклов хозяйственной конъюнктуры. В ряде своих работ, среди которых выделяются монография «Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны» (1922), а также доклад «Большие циклы экономической конъюнктуры» (1925). Ученый выдвинул идею множественности циклов, строя разнообразные модели циклических колебаний: сезонные (продолжительность меньше года), короткие (продолжительность 3–3,5 года), торгово-промышленные (средние циклы 7—11 лет) и большие циклы, (длящиеся 48–55 лет), этим большим циклам И. Шумпетер дал наименование «циклы Кондратьева». Наряду с теоретическими исследованиями Кондратьев принима непосредственного участие в составлении первых советских планов. Он разработал согласованную концепцию научного планирования, осмысленного воздействия на экономику, причем в условиях НЭПа, при сохранении механизмов рыночной сбалансированности и рыночного регулирования. Уже в конце 1920-х гг. Кондратьев фактически подошел к концепции индикативного планирования, реализованной во многих странах Запада после Второй мировой войны.
ЛЕКЦИЯ № 2. Возникновение экономики
История экономики изучает происхождение и развитие различных типов хозяйства.
Именно типов, а не общих законов развития экономики, так как никому до сих пор не удалось открыть эти общие законы экономики.
Как известно, у большинства народов существуют различные типы экономики, которые в определенном смысле можно называть цивилизациями.
Цивилизация – это уровень развития человеческого общества, который характеризуется высокой упорядоченностью организации его жизни, а также развитием искусства, науки и сопровождается созданием государства.
Принято считать, что экономике столько лет, сколько кроманьонцу – человеку современного типа, т. е. примерно 40 тыс. лет. Но и до кроманьонцев на нашей планете обитали первобытные люди – питекантропы (около 500 тыс. лет назад) и неандертальцы (примерно 200 тыс. лет), пользовавшиеся каменными орудиями труда. Возможно, какое-то время неандертальцы сосуществовали с кроманьонцами.
Судя по костным останкам, они не могли быть их предками. Возраст современной экономики действительно равен возрасту современного человека, так как кроманьонцы, по-видимому, не продолжали хозяйственную жизнь неандертальцев, а начали «с чистого листа».
Археологи в точности овладели технологией изготовления многих орудий труда первобытных кроманьонцев.
Учеными проведен ряд полевых экспериментов, которыми доказано, что первая каменная, костяная и деревянная техника была более производительной, чем считалось раннее.
На изготовление каменного топора уходили не десятки лет, а несколько часов. Таким топором молодое дерево рубили не часы, а всего 1 мин; на изготовление 4-метровой долбленой лодки уходили не годы, а 10 дней, и т. д.
К тому же, как считалось раньше, каменные орудия были не одноразового, а многоразового использования и подлежали ремонту.
Результаты этих экспериментов показывают, что в первобытном хозяйстве труд был довольно производительным.
Опровергается трактовка происхождения каннибализма (поедания людей) будто бы на почве всеобщего белкового голодания: при экспериментально доказанной производительности труда первобытного кроманьонца подобное голодание не могло иметь места.
По-иному вопрос решается и о причинах появления металлической техники, тогда как раннее этот факт объяснялся исключительно стремлением к дальнейшему повышению производительности труда. На самом деле кроманьонцам вполне обеспечивал определенное расширенное воспроизводство арсенал каменно-древесных орудий. Следовательно, применение металлов исключительно могло быть вызвано потребностями войны.
2. Как возникли различные типы хозяйства
Естественный образ жизни человека как биологического вида это собирательство продуктов природы.
Оно же хронологически представляет собой первый тип народного хозяйства.
В тропических лесах и сейчас находят племена, хозяйство которых так и осталось на этом уровне (возможно, им пришлось вернуться к собирательству, будучи загнанными врагами вглубь джунглей).
Во всяком случае, этим народам собирательство обеспечивает воспроизводство жизни. Большинство первобытных общин в разное время перепшо от собирательства к тому или иному типу производящего хозяйства.
Можно было выбрать охоту, кочевое скотоводство, растениеводство.
Некоторые общины так и остались при своем первом типе производящего хозяйства.
Существуют земледельческие народы, которые недалеко ушли от своих предков по набору сельскохозяйственных культур, технологии производства и урожайности. Основным видом хозяйства некоторых племен до сих пор служит загонная охота, например, африканских пигмеев, а ряд народов Африки и Азии и в наше время ведет образ жизни кочевых скотоводов.
Другие общины полностью или частично сменили хозяйственный профиль. Чаще это происходило в результате насильственного их включения в состав больших колониальных государств.
Например, при советской власти присоединенные к России туркмены перестали вести кочевое скотоводческое хозяйство, а народ в соседнем Афганистане – пуштуны, который не был никогда никем завоеван, как в самой глубокой древности, продолжает заниматься кочевым скотоводством.
Тип хозяйства и особенности его последующего развития исторически определялись в основном тремя факторами: природными задатками народа (важную роль играет самосознание, менталитет), средой обитания (экология) и отношениями с соседями (геополитика).
Если разговор заходит о менталитете немцев, то это подразумевает точность, педантичность и исполнительность. Китайцы, корейцы и японцы отличаются исключительными трудолюбием и дисциплиной.
Русских характеризует широта души, острота ума и непредсказуемость в поведении. У каждого народа существуют свои специфические черты национального характера, которые и называют менталитетом.
Если соседи того или иного народа и среда его обитания могут измениться в результате миграции или других событий, то природные задатки, передаваемые генетически, не в силах изменить ничто и никто.
Результаты всестороннего исследования идентичных близнецов (с одинаковым генотипом, некоторые из них воспитывались в разных условиях, даже в разных странах) показали, что не только организм, но и интеллект человека, например, его склонность к преступлению, не менее чем на 60 % зависит от наследственности. Представим, что в правящей группе какого-то общества передается генетически патология в виде нивелирования функций правового полушария головного мозга, отвечающего за эмоциональную сферу.
Это означает потерю эмоций, таких как, жалость и сострадание.
Через какое-то время появится устойчивое поколение социопатов (извергов) для которых картина мира сводится к насилию. Преступность невозможно ликвидировать полностью, так как из социопатов состоит ядро преступного мира.
Во главе большой социальной группы (целого народа) генетические социопаты неизбежно подчинят всю жизнь общества насилию, агрессии (как Ассирийская военная держава, нацистская Германия и др.).
Менталитет народа испытывает определенное влияние экономических и социальных условий народной жизни, хотя имеет генетический характер.
Поскольку хозяйство создается людьми и для людей, можно утверждать, что экономика такова, каковы люди. Примеров тому множество.
Франция издавна известна, например, особым распространением слоя рантье, не работающих и живущих на проценты по облигациям займов и других ценных бумаг.
Такой доход часто невелик, но он гарантирован, что соответствует французской ментальности, для которой характерна трезвая расчетливость с учетом самых мелких выгод без экономического риска.
Недавно Россия объявила о готовности заплатить Франции долги по царским займам, и на руках у французов оказалось почти полмиллиона царских облигаций.
Основную часть своей истории русскому народу довелось провести в условиях несвободы (под властью царизма, затем коммунизма).
Ему не удалось создать гармоничную, свободную, развитую, рыночную экономику.
По одним мнениям, в этом виновата русская ментальность, по другим – продуктом несвободы явилась психология русского народа.
В быстром экономическом развитии Северной Америки решающую роль сыграл менталитет колонистов: если в Южную Америку переселялись в основном воины, то в Северную – труженики.
Со временем этот континент стал средоточием самых энергичных и инициативных людей со всего света.
Самосознание народа скрепляется исповедуемой им религией.
Каждая религия располагает своей хозяйственной этикой.
Протестантская религия, согласно которой деловой успех, честное обогащение человека является признаком его угодности Богу, в наибольшей степени стимулирует верующих к занятию предпринимательством и торговлей.
Усиливающая агрессивность исламского фундаментализма в современном мусульманском мире показывает, что ислам и вестернизация несовместимы.
В то же время невероятно быстрое развитие современной экономики Японии, Малайзии, Сингапура, Тайваня и других стран Юго-Восточной Азии показывает, что буддизм и другие религии данного региона вполне сочетаются с вестернизациеи народного хозяйства.
В важности хороших отношений с соседями убеждать не приходиться. Достаточно вспомнить, сколько военных конфликтов вспыхнуло между соседями только в Евразии в течение последнего десятилетия. Вооруженное противостояние в эпоху холодной войны Североатлантического блока (НАТО), Варшавского договора тоже было противоборством соседей, но в планетарном масштабе.