В п. 3 ст. 975 ГК предусмотрена обязанность доверителя принять от поверенного все исполненное им. Эта обязанность доверителя соответствует обязанности поверенного передавать доверителю без промедления все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения (ст. 974 ГК).
Особенности прекращения договора поручения и правовые последствия.
Статья 977 ГК устанавливает правила прекращения договора поручения с учетом действия названного договора в новых экономических условиях, в частности, когда поверенный выступает в качестве коммерческого представителя.
В соответствии со ст. 407 ГК прекращение обязательств по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором. Таким образом, прекращение договора в одностороннем порядке ГК, как общее правило, не допускает. Поэтому предоставление ст. 977 ГК права сторонам прекратить договор поручения в одностороннем порядке является особенностью данного договора, носящего строго лично-доверительный характер.
В п. 1 ст. 977 ГК устанавливаются три основания для прекращения договора поручения. Первым является отмена поручения доверителем. Вторым - отказ поверенного от исполнения договора. Эти основания не ограничены какими-либо условиями. И доверитель, и поверенный вправе отказаться от своих обязательств и тем самым отменить договор поручения в любое время и без всякого объяснения причин отказа. Третьим основанием прекращения договора поручения ст. 977 ГК называет смерть доверителя или поверенного, а также признание кого-либо из них недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
Новой, по сравнению с ГК 1964 г., является норма, изложенная в п. 3 ст. 977 ГК. Эта норма регулирует порядок прекращения договора поручения, если поверенный действует в качестве коммерческого представителя. Особенностью отказа сторон от договора поручения в данном случае является обязанность уведомить другую сторону о прекращении договора не позднее чем за тридцать дней. Этот срок действует, если договором не предусмотрен более длительный срок.
Указание срока на извещение о прекращении договора делает более стабильными отношения по договору поручения с использованием коммерческого представительства и тем самым способствует развитию предпринимательской деятельности. В то же время, ч. 2 п. 3 ст. 977 ГК делает одно изъятие из установленного правила, согласно которому доверителю предоставлено право отменить поручение без предварительного уведомления, если произведена реорганизация юридического лица, являющегося коммерческим представителем.
Статья 978 ГК регулирует последствия, возникающие в результате прекращения договора поручения. Согласно норме, изложенной в п. 1 ст. 978 ГК РФ, в случае прекращения договора поручения, исполненного частично, на доверителя возлагаются две обязанности: а) возместить поверенному понесенные при исполнении поручения издержки и б) выплатить поверенному часть обусловленного вознаграждения соразмерно выполненной им работе. При этом уточняется, что названные обязанности доверителя действуют в отношении поверенного до того, как последний узнал или должен был узнать о прекращении поручения.
Таким образом, можно считать, что момент прекращения договора для поверенного возникает лишь тогда, когда он узнал или должен был узнать о прекращении договора, в то время как для других лиц договор поручения считается прекратившим свое действие в момент появления факта, прекращающего договор (например, отсылка поверенным письма с отказом от договора).
Пункты 2 и 3 ст. 978 ГК устанавливают правила, определяющие случаи возможного возмещения убытков при отмене поручения доверителем и отказе поверенного от исполнения поручения.
Как общее правило, ни отмена поручения доверителем, ни отказ поверенного от исполнения поручения не являются основанием для возмещения убытков, причиненных поверенному или доверителю прекращением договора поручения. Это объясняется преобладанием лично-доверительных отношений в договоре поручения. Существуют, однако, исключения из этого общего правила, а именно: а) если отказ поверенного от исполнения поручения произошел в условиях, когда доверитель был лишен возможности иначе обеспечить свои интересы, поверенный обязан возместить доверителю убытки. Имеются в виду такие условия, при которых доверитель не может ни сам совершить порученные действия, ни поручить другому лицу. В результате доверитель понесет убытки, которые должны быть возмещены поверенным в соответствии со ст. ст. 15, 393 ГК;
б) если в прекращенном договоре поручения предусматривались действия поверенного в качестве коммерческого представителя (ст. 184 ГК).
Таким образом, коммерческий представитель, отказавшийся от исполнения договора поручения обязан возместить доверителю все причиненные в связи с этим убытки. В то же время, доверитель, отказавшийся от договора поручения с коммерческим представителем, также обязан возместить коммерческому представителю все причиненные таким отказом убытки.
Возмещение убытков при одностороннем прекращении договора поручения, в котором поверенный выступает в качестве коммерческого представителя, является новой нормой, введенной в ГК. Установление данной нормы вызвано необходимостью гарантировать наибольшую степень надлежащего исполнения договора поручения в сфере предпринимательской деятельности.
Договор коммерческой концессии (далее в этой работе – договор КК) и порождаемое им обязательство являются новеллой в ГК РФ и российском гражданско-правовом регулировании. Этот договор опосредует специфические экономические отношения, при которых в роли товара выступают исключительные права на объекты промышленной и интеллектуальной собственности. Термин "коммерческая концессия" применительно к отношениям, регулируемым гл. 54 ГК РФ, достаточно условен и был избран как наиболее близкий по смыслу к английскому "franchising" (франчайзинг).
Смысл коммерческой концессии (франчайзинга) состоит в том, что один предприниматель (пользователь) как бы включается в систему деловой активности, организуемую другим предпринимателем (правообладателем). Правообладатель предоставляет пользователю свои секреты, метод производства, свое реноме (имидж), свои методы сбыта, накопленные знания и опыт, ноу-хау, товарные знаки, фирменное наименование и т.п. Тем самым происходит унификация хозяйственной деятельности всех пользователей, состоящих в деловых отношениях с одним правообладателем, что и является целью данной системы. При этом почти каждый аспект деловой активности контролируется правообладателем[[7]].
Таким образом, экономический смысл договора франчайзинга состоит в том, что предприниматель-правообладатель получает возможность, не вкладывая дополнительных средств, продвигать на рынке свои товары (работы, услуги) посредством и усилиями предпринимателя-пользователя исключительных прав на фирменное наименование. В выигрыше остается и пользователь, которому не надо рисковать в острой конкурентной борьбе на рынке, потому что он надежно защищен известной, авторитетной "фирмой".[[8]]
Понятие договора КК дается в ст. 1027 ГК РФ. В силу этого договора правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности последнего комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на товарный знак, знак обслуживания и т.д.
Предмет договора КК сформулирован в определении этого договора и в п. 2 ст. 1027 ГК РФ. Предметом данного договора является передача правообладателем пользователю комплекса исключительных прав[[9]], а также охраняемой коммерческой информации (ноу-хау), а его содержанием - условия использования последним этих прав в его собственной предпринимательский деятельности. Объектом обязательства по договору являются исключительные права и некоторые неисключительные права (информация), которые передаются в комплексе. В комплекс входят, во-первых, право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя и, во-вторых, право на охраняемую коммерческую информацию. В комплекс могут входить и иные исключительные права в различной комбинации, в частности, право на товарный знак, знак обслуживания и другие.
В определении договора КК комплекс исключительных прав, составляющих предмет договора, описан не полностью. Следовательно, считает Г.Н. Черничкина, в этот комплекс помимо перечисленных прав могут входить и исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, а также на произведения литературы, искусства. Права на все эти результаты интеллектуальной деятельности по законодательству являются также исключительными правами и могут по определению входить в предмет договора коммерческой концессии, если они используются в бизнесе[[10]].
Договор КК может заключаться на определенный срок или без определения срока его действия. Он является возмездным (согласно ст. 1030 ГК вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором), консенсуальным (это значит, что обязательство по договору возникает в момент достижения соглашения по всем его существенным условиям и при придании ему требуемой законом формы). Договор является взаимным или двусторонним, поскольку им предусматриваются обязанности обеих сторон.