Смекни!
smekni.com

Роль и место России во всемирном хозяйстве (стр. 4 из 6)

Вторая основная проблема во взаимоотношениях России с ЕС – нахождение компромисса в энергодиалоге, линия Евросоюза в котором претерпела серьезную эволюцию. В конце прошлого века ЕС, как известно, выступил с инициативной налаживания широкомасштабного сотрудничества в сфере энергетики, целью которого являлось бы осуществление Россией поставок энергоносителей в единую Европу на стабильной основе в обмен на инвестиции, новейшие технологии и управленческий опыт (так называемый «план Проди»). Однако в дальнейшем эта инициатива в плоскость практических договоренностей не перешла.

И, наконец, третья крупная проблема – налаживание интеграционного взаимодействия между Россией и ЕС, контуры которого продолжают обсуждаться в режиме постоянного диалога с 2001 г. Речь идет о создании общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) и зоны свободной торговли.

Само собой, последствия перехода к режиму свободной торговли с ЕС должны быть достаточно достоверно спрогнозированы как с точки зрения расширения притока импортных товаров и услуг на российский рынок, так и в плане уменьшения таможенных доходов бюджета, за счет которых в настоящее время осуществляется финансирование реального сектора и социальных программ. Последнее особенно важно потому, что на Евросоюз приходится почти две пятых внешнеторгового оборота России и, следовательно, примерно такая же часть поступлений от взимания таможенных пошлин.

Непростые вопросы, стоящие на повестке дня в отношениях с объединенной Европой, не дают оснований рассчитывать на то, российско-европейское сотрудничество в ближайшем и более отдаленном будущем будет развиваться безоблачно и только по восходящей линии. Евросоюз, если судить по практическим действиям его комиссий в последние годы, не склонен рассматривать нашу страну как равноправного партнера и считает вполне допустимым осуществлять в отношении нее определенный диктат. В этих условиях России предстоит приложить серьезные усилия к отстаиванию своих интересов и находить такие развязки возникающих проблем, которые сводили бы к минимуму возможное негативное влияние на ее экономику изменений в режиме взаимодействия с Европой, включая и его интеграционный аспект. Уже сегодня следовало бы с учетом имеющегося опыта начать готовиться к дальнейшему расширению ЕС, которое может обернуться возникновением новых трудностей в сфере экономических отношений с ним.

Азиатско-Тихоокеанский мега-регион - совокупность стран Азии, Северной и Южной Америк, Австралии и Океании, расположенных по окружности Тихого океана, справедливо рассматривается как единая геоэкономическая зона. В начале XXI века он сохранил свою роль самого быстроразвивающегося района мира. Достаточно отметить, что в АТР входят три из четырех мировых центров силы (по определению российского Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования - ЦМАК) – США, Япония и Китай, четвертый центр – Европейский Союз.

После вступления в 1998 г. в форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) Россия получила важный шанс не только обозначить свою роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и значительно расширить внешнеэкономические связи, в первую очередь в интересах ускоренного развития дальневосточных и сибирских районов страны, более активно подключиться к глобальным процессам экономического развития.

Экономический потенциал данного мега-региона и его место в мировой экономике и торговле в первую очередь определяется странами, объединяемыми АТЭС. Этот форум включает 21 страну и территорию с совокупным ВВП порядка 19,3 трлн. долларов. На их долю приходится более 40% мирового экспорта и 43% мирового импорта. Объемы внутрирегиональной торговли превышают 70% внешнеторгового оборота стран-участниц форума.

В торговле России с экономиками АТЭС в целом и большинством стран – членов Форума в отдельности сложился постоянный и значительный положительный баланс - превышение российского экспорта над импортом составляет от 1,5 до 3 раз. Устойчивый дефицит в торговле отмечен лишь с четырьмя тихоокеанскими странами: Канадой, Австралией, Новой Зеландией и Индонезией. Это на деле означает масштабный вывоз из России сырья и полуфабрикатов.

Внешняя торговля России с экономиками АТЭС в значительной мере замкнута на четыре страны: США, Китай, Японию и Республику Корея. Их доля в суммарном обороте торговли Россия – АТЭС практически остается неизменной (около 85%), при этом удельный вес Китая возрос (до 31,4%) при некотором сокращении доли США (31,9%) и Японии (15,7%).

Товарная структура торговли России не претерпела существенных изменений и основывается на сырьевом экспорте. В среднесрочной перспективе вряд ли можно рассчитывать на значительное увеличение удельного веса машиностроительной продукции в российском экспорте в азиатско-тихоокеанские государства.

В этих условиях в среднесрочной перспективе одним из немногих резервов расширения машиностроительного экспорта из России в тихоокеанские страны являются поставки вооружений. К 2000 г. доля Российской Федерации в мировом экспорте вооружений достигла почти 30% - до одной трети поставок осуществляется в страны Восточной Азии. Кроме того, имеются возможности расширения поставок в отдельные государства АТР оборудования и услуг для атомных электростанций (удельный вес России в мировом экспорте по этим позициям оценивается в 11%).

По степени вовлеченности во внутрирегиональную торговлю Россия выглядит достаточно скромно по сравнению со всеми без исключения экономиками АТЭС. В 2000 году странами, в наименьшей степени ориентированными в своей внешней торговле на партнеров по Форуму, являлись Чили, Перу и США (удельный вес экономик АТЭС в их экспорте составлял соответственно 53,6%, 54,6% и 64,7%). Для большинства других тихоокеанских стран и территорий этот показатель превышал 70%, а для отдельных экономик – 90% (Канада – 93,4%, Мексика – 92,1%, Бруней – 95,5%). На этом фоне внешнеторговые интересы России на азиатско-тихоокеанском направлении вряд ли могут быть охарактеризованы, как приоритетные.

3.3 Россия в мировых инвестиционных потоках.

Долгосрочный устойчивый экономический рост в России может быть обеспечен при условии активного включения страны в мировые инвестиционные потоки. Развернувшиеся в конце прошлого века процессы глобализации и региональной интеграции сопровождаются усилением мобильности капитала. Участие России в международном инвестиционном обмене имеет свои особенности. Специфика России заключается в том, что, будучи страной с переходной экономикой, она вывозит капитала намного больше, чем ввозит. При этом большинство отраслей российской экономики, кроме экспортно-ориентированных, испытывают нехватку средств для финансирования инвестиций. Мы вывозим капитал почти так же интенсивно, как некоторые развитые страны, но по большей части он оседает в виде депозитов в иностранных банках, а его инвестиционная составляющая крайне мала.

Качество ввозимого капитала также нельзя назвать удовлетворительным. Объемы поступающих в Россию прямых инвестиций (по 4 млрд. долл. ежегодно) по мировым меркам крайне незначительны. Практически отсутствуют иностранные инвестиции в «портфельной» форме, которые во всем мире обеспечивают переток капитала из финансовой сферы в реальный сектор экономики. В значительной степени поступающий в страну капитал имеет российское происхождение и представляет собой репатриацию ранее вывезенной из страны прибыли. Иностранные инвестиции пока не стали ключевым источником новейших технологий в производстве и управлении, фактором трансформации институциональной среды.

Тем не менее, страна располагает богатыми природными ресурсами, находясь в выгодном географическом положении между экономически развитыми Европой и Японией и бурно развивающимся Китаем, последние годы демонстрирует высокие темпы прироста ВВП, обладает значительным рыночным потенциалом при растущей платежеспособности населения. Все это вместе с определенными успехами в экономической сфере (снижение налогового бремени, существенное уменьшение отношения внешнего долга к ВВП, признание за страной статуса рыночной экономики, исключение из черного списка ФАТФ, повышение кредитного рейтинга) позволило России войти в 2004 году в десятку наиболее привлекательных для инвестиций стран мира.

По мере увеличения капитализации российских компаний и становления фондового рынка, можно рассчитывать на значительное повышение удельного веса иностранных портфельных инвестиций. В отношении иностранного ссудного капитала необходимо сформировать такую экономико-правовую систему, при которой он мог бы трансформироваться в производственные инвестиции, а его спекулятивная составляющая была бы минимизирована. Более активному притоку иностранных инвестиций будет способствовать повышение прозрачности отечественного бизнеса, переход на международные стандарты отчетности, комплекс мер по защите прав миноритарных акционеров, рост капитализации компаний, повышение инвестиционных рейтингов, развитие фондового рынка и совершенствование банковской системы.