Смекни!
smekni.com

Договор лизинга в Республике Беларусь (стр. 3 из 7)

По мнению М. И. Брагинского и В. В. Витрянского, ограничение по субъектному составу в договоре финансовой аренды исключительно областью предпринимательства вряд ли можно считать удачным, что подтверждается широким использованием лизинга во многих странах применительно к потребителям-гражданам (прежде всего в отношении автомашин) [14].

Следует согласиться с вышеизложенной позицией, поскольку более широкое использование возможностей лизинга настоятельно требует расширения и круга субъектов договора лизинга. Это позволит решить не только хозяйственные задачи предприятий, но и удовлетворить потребности физических лиц.

Несомненно, не все потребности физических лиц следует удовлетворять с помощью лизинга. На наш взгляд, в законодательстве должен быть установлен исчерпывающий перечень имущества, которое может являться предметом договора лизинга в личных, семейных иди домашних целях.

Исходя из вышесказанного, было бы целесообразно абзац третий части первой пп. 1.3 п. 1 Положения о лизинге изложить в следующей редакции «лизингополучатель - это юридическое (коммерческое или некоммерческое) или физическое лицо, получающее объект лизинга во временное владение и пользование по договору лизинга». Однако следует отметить, что предложенная редакция указанной нормы будет иметь силу только при изменении части первой ст. 636 и ст. 637 ГК Республики Беларусь относительно использования предмета договора лизинга только для предпринимательских целей.

Анализируя лизинг как особую правовую конструкцию, нельзя не заметить, что он осложняется наличием третьей фигуры в правоотношениях - продавца, с которым по сложившейся практике лизингополучатель в прямых договорных отношениях не состоит, но в силу законодательства имеет по отношению к нему определенные права. Лизингодатель и лизингополучатель выступают в качестве сторон договора лизинга. Однако для реализации договора лизинга необходимо заключение договора купли-продажи, на основании которого осуществляется приобретение предмета лизинга в собственность лизингодателя у определенного продавца.

ГК Республики Беларусь и Положение о лизинге никаких сведений о продавце не содержат. Продавцом (поставщиком) может выступать физическое лицо, индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо, которое заключило договор купли-продажи (поставки) с лизингодателем и продает ему предмет лизинга.

Что касается непосредственного закрепления прав и обязанностей вышеуказанных лиц (лизингодателя, лизингополучателя, продавца), то это возможно как посредством подписания двух различных договоров - договора купли-продажи и договора лизинга, так и путем заключения трехстороннего договора между всеми участниками сделки.

Довольно часто в лизинговых операциях участвует большее число лиц, например, банк, посредник. Так, в подобных операциях могут участвовать так называемые лизинговые брокеры, основной задачей которых является сведение потенциального пользователя, изготовителя, или оптового торговца, лизинговой компании и банка, который будет финансировать такую сделку [15]. При этом лизинговый брокер не является участником отношений лизинга, он осуществляет лишь посреднические функции в чистом виде.

Учитывая то, что договоры лизинга заключаются в сфере предпринимательской деятельности, законодательство ограничивает круг объектов лизинга.

Конвенция УНИДРУА о лизинге исключает из сферы лизинга, лишь имущество, которое должно быть использовано в основном для личных, семейных или домашних целей.

Согласно ст. 637 ГК предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов. Практически аналогичным образом очерчен круг возможных объектов лизинга Конвенцией о межгосударственном лизинге 1998 г., согласно которой предметом лизинга может являться любое имущество, относящееся к основным средствам (фондам), кроме имущества, запрещенного национальным законодательством к обращению на рынках.

Однако Положение о лизинге несколько по-иному определяет круг имущества, которое может являться предметом лизинга. Так, в данном нормативном акте указано, что объект лизинга - это любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по установленной классификации к основным фондам, а также программные средства и рабочие инструменты (стоимостью свыше десяти минимальных заработных плат за единицу либо комплект независимо от срока службы или стоимостью до десяти минимальных заработных плат за единицу, либо комплект со сроком службы свыше одного года), обеспечивающие функционирование переданных в лизинг основных фондов (п. 1.2 Положения о лизинге).

Как видим, Положение о лизинге в этой части противоречит ГК и должно быть изменено. Более того, в данном нормативном правовом акте опять же используется не правовой, а экономический критерий деления имущества (основные фонды и т.д.), что также неверно.

Необходимо учитывать, что от того, для каких именно целей лизингополучатель использует соответствующее имущество, зависит возможность применения некоторых преимуществ лизинга. Так, если по общему правилу величина амортизации (износа) объекта лизинга устанавливается договором лизинга по согласованию между лизингодателем и лизингополучателем, то амортизация объектов лизинга, использование которых не относится к хозяйственной деятельности лизингополучателя (предметы интерьера, включая офисную мебель, а также предметы для отдыха, досуга и развлечений, легковые автомобили, используемые в качестве служебных), производится по утвержденным в установленном порядке правилам и нормам начисления амортизации (износа).

Как указывалось выше, объектом лизинга может являться, в том числе и недвижимое имущество, например, здания, сооружения, предприятие в целом как имущественный комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «река-море».

Однако лизинг недвижимости несколько осложнен. Это обусловлено тем, что объекты недвижимости всегда являются индивидуально определенными вещами, и в случае расторжения договора возникает проблема с дальнейшим использованием таких объектов.

При этом, учитывая, что на практике лизинговые операции оформляются двумя договорами (договором купли-продажи и договором лизинга), следует применять к этим договорам нормы, регламентирующие порядок совершения сделок с недвижимостью, согласно которым государственной регистрации подлежат как сделки с недвижимым имуществом, так и основанные на таких сделках права (ограничения, обременения).

Таким образом, исходя из требований законодательства, сначала при приобретении объекта лизинга лизингополучатель должен зарегистрировать переход права собственности на себя, а затем должен быть отдельно зарегистрирован договор аренды (лизинга). Законодательство в этой части должно быть изменено - должна быть предусмотрена возможность совершения этой регистрации одновременно, с определением особой процедуры такой регистрации. Это позволило бы уменьшить расходы сторон по заключению договоров, а также ускорить процесс их заключения.

В настоящее время объект лизинга, подлежащий государственной регистрации в соответствии с законодательством (например, автомобиль), регистрируется на имя лизингодателя или лизингополучателя по договоренности сторон.

В случае регистрации объекта лизинга на имя лизингополучателя он обязан:

в регистрационных документах указать собственника объекта лизинга - лизингодателя;

в случае расторжения договора лизинга и изъятия лизингодателем объекта лизинга аннулировать регистрацию данного объекта.

Лизингополучатель не имеет права без письменного согласия лизингодателя вносить изменения в регистрационные документы.

Существенный практический интерес представляют вопросы о том, может ли являться предметом лизинга имущество, изготовленное лизингодателем (так называемый лизинг производителя), а также имущество, приобретенное лизингодателем ранее и не по указанию лизингополучателя.

Представляется, что передача имущества производителем имущества пользователю за плату представляет собой аренду, но не лизинг, поскольку не содержит всех элементов лизинга, в частности такого элемента, как приобретение имущества по указанию лизингополучателя. В тоже время в целях развития операций по передаче производителями изготовленного ими оборудования в аренду, законодателем могут быть введены льготы для подобных операций.

Что касается передачи в лизинг имущества, приобретенного лизингодателем ранее, то в юридической литературе по данному вопросу указывается, что «основная особенность лизинга состоит в том, что в пользование сдается не оборудование, которое ранее использовал арендодатель, а новое, специально приобретенное арендодателем исключительно с целью передачи в аренду» [16].

На то обстоятельство, что объект лизинга должен приобретаться специально для цели передачи его в лизинг конкретному лизингополучателю, указывает как определение лизинга, данное в ст. 636 ГК («обязуется приобрести указанное арендатором имущество у определенного им продавца»), так и Положение о лизинге («лизингодатель - юридическое лицо, передающее по договору лизинга специально приобретенный для этого ... объект лизинга»

Тем не менее, в определении договора лизинга, данном в Положении о лизинге, содержится указание о том, что объектом лизинга может быть ранее приобретенное имущество (т.е. имущество, приобретенное не по указанию лизингополучателя). Данная норма вполне соответствует потребностям гражданского оборота, но, как представлется, противоречит ГК, а также Конвенции УНИДРУА о лизинге.