По общему правилу при досрочном расторжении договора лизинга прекращается действие и договора сублизинга. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 618 ГК стороны по договору лизинга могут предусмотреть, что действие договора сублизинга не прекращается при досрочном расторжении договора лизинга.
В этом случае лизингодатель автоматически замещает лизингополучателя по договору сублизинга на срок основного договора. Аналогичная возможность предоставляется сублизингополучателю. Согласно пункту 1 статьи 618 ГК сублизингополучатель имеет право на заключение договора лизинга с лизинговой компанией в пределах оставшегося срока договора сублизинга на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора лизинга.
Согласно пункту 2 статьи 618 ГК если договор сублизинга полностью зависит от договора лизинга, то ничтожность договора лизинга влечет за собой ничтожность договора сублизинга. [51,с. 15].
Закон не конкретизирует применительно к лизингу данные положения ГК. Так, пункт 2 статьи 615 ГК разрешает передачу в залог права владения и пользования предметом лизинга в течение срока договора лизинга, а также внесение этих прав в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ, если иное не установлено другим законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 2 статьи 335 ГК только собственник (или лицо, имеющее право хозяйственного ведения) может передавать имущество в залог. Поскольку лизингополучатель такими правами не обладает, передача лизингополучателем в залог предмета лизинга даже при наличии согласия лизингодателя будет считаться ничтожной.
3.2 Ответственность сторон при заключении договора финансовой аренды (лизинга)
Одним из важнейших принципов российского законодательства является принцип, согласно которому право следует за объектом этого права. Например, при смене собственника имущества все обременения, существующие на момент перехода права собственности на это имущество, включая залог и договор аренды (в том числе финансовой аренды), остаются в силе и новый собственник должен выполнять обязательства прежнего собственника по таким правоотношениям. Данный принцип обеспечивает устойчивость гражданского оборота и защиту прав лизингополучателя, в том числе закрепленных в договоре лизинга. Поэтому целесообразно прописать указанный пункт и в нашем договоре лизинга.
Ответственность. Теперь перейдем непосредственно к вопросу об ответственности, он является главным не только в лизинговых отношениях, но и вообще в любом договоре, поэтому о вопросах о целесообразности его включения даже не стоит говорить. [46,с. 18].
Во-первых, хотелось бы напомнить, что все лизинговые отношения носят трехсторонний характер и поэтому требуют выделения нескольких аспектов вопроса об ответственности за нарушение обязательств.
Первый аспект - ответственность лизингополучателя. Можно сказать, что на лизингополучателе лежит основная ответственность по договору финансовой аренды (лизинга). Так, в случае нарушения сроков внесения платежей лизингодатель имеет право потребовать досрочного внесения платежей, но не более чем за два срока подряд. Если же лизингополучатель более двух раз подряд не вносит в срок лизинговые платежи, то по требованию лизингодателя договор может быть расторгнут судом досрочно. При этом при расторжении договора лизингодатель вправе потребовать возмещения своих убытков (в том числе и упущенной выгоды). Лизингодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления лизингополучателю письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок. Практика подтверждает применение указанной ответственности (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.11.2006 по делу N А36-671/2006).
Также одним из распространенных нарушений договора лизинга является использование предмета лизинга лизингополучателем до указанного в договоре срока. В данном случае лизингополучатель несет ответственность в виде выплаты лизингодателю неосновательно сбереженных средств, так как лизингополучатель фактически использовал предмет лизинга, но не уплачивал лизинговых платежей, поскольку договор лизинга еще не был заключен (п. 2 ст. 1105 ГК РФ). Правда, данная ситуация может сложиться лишь в том случае, если предмет будущего лизинга передан лизингополучателю до подписания договора лизинга или до начала указанного в договоре срока. Данная ситуация хорошо видна в решении Арбитражного суда Самарской области от 24 октября 2003 г. N А55-9486/03-13.
Немаловажное значение в лизинговых отношениях придается исполнению обязанности лизингополучателя пользоваться имуществом в соответствии с условиями договора, а если в соглашении такие условия не определены - в соответствии с назначением имущества. В п. 3 ст. 615 ГК РФ зафиксированы последствия нарушения настоящей обязанности. Предусматривается, что ответственность за нарушение условий использования или назначения объекта лизинга наступает в форме возмещения убытков. У лизингодателя при этом возникает также право потребовать расторжения договора и соответственно требовать возмещения реального ущерба и упущенной выгоды (ст. 15 ГК РФ).
Особые правила, установленные нормами параграфа 1 главы 34 ГК РФ для случаев, когда при прекращении договора имущество арендатором не возвращается либо возвращается несвоевременно, воспроизведены в ст. 17 Закона о лизинге. Допущенная лизингополучателем просрочка дает лизингодателю право требовать внесения лизинговых платежей за все время неправомерного владения лизинговым имуществом. Если же указанная плата не покрывает причиненных лизингодателю убытков, он может потребовать их возмещения (п. 5 ст. 17 Закона о лизинге). С учетом того, что за несвоевременный возврат имущества договором может быть предусмотрена неустойка, законодатель определяет соотношение подлежащих уплате неустойки и возмещения убытков. Согласно п. 6 ст. 17 Закона о лизинге их соотношение выражается в возможности взыскания убытков в полной сумме сверх неустойки (штрафная неустойка). В данном случае в диспозитивной норме Закона зафиксировано более жесткое, отличающееся от общего правила п. 1 ст. 394 ГК РФ, положение. Общее правило ГК РФ, определяющее соотношение неустойки и убытков, заключается в том, что убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (зачетная неустойка). По смыслу п. 6 ст. 17 Закона в договоре лизинга могут быть установлены иные, нежели штрафная неустойка, варианты такого соотношения, а именно уже упомянутая зачетная неустойка, исключительная неустойка (когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков) или альтернативная неустойка (когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки) [38с. 125].
Согласно ст. 22 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" лизингополучатель несет риски, связанные с гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, и иные имущественные риски с момента фактической приемки предмета лизинга, когда иное не предусмотрено договором. В качестве примера приведем Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. по делу N 9208/02. В нем суд рассмотрел иск лизингодателя к лизингополучателю о взыскании суммы платежей. Лизингополучатель отказался совершать платежи ввиду того, что оборудование, поставленное выбранным им продавцом и оплаченное лизингодателем, имело дефекты. Суд указал, что риски, связанные с поломкой предмета лизинга, несет лизингополучатель, осуществивший выбор подлежащего поставке имущества и поставщика. При этом суд, упомянув важность положений пункта 3 статьи 28 Закона, постановил, что лизингополучатель не освобождается от обязательств по осуществлению лизинговых платежей.
Второй аспект - ответственность продавца за предмет лизинга. Как гласит часть 2 статьи 670 ГК РФ, в случае, если продавца выбирал сам лизингополучатель, ответственность за дефекты предмета лизинга несет только продавец, в противном случае ответственность за дефекты предмета лизинга несет не только продавец, но и лизингодатель, как солидарные должники. В первом случае все претензии, касающиеся обнаруженных дефектов, должны быть адресованы лизингополучателем непосредственно к продавцу. Так, пункт 1 статьи 670 ГК предусматривают ответственность продавца перед лизингополучателем по требованиям, вытекающим из договора купли-продажи. Договор купли-продажи может регулироваться как общими нормами ГК о купле-продаже (параграф 1 главы 30), так и нормами ГК о поставке товаров (параграф 3 главы 30), а в случае приобретения предмета лизинга, являющегося недвижимым имуществом, соответственно нормами ГК о продаже недвижимости (параграф 7 главы 30).
Третий аспект - ответственность лизингодателя по предмету лизинга.
Как отмечалось выше, если продавца выбирает лизингополучатель, лизингодатель не несет ответственности за продавца. Если ответственность за выбор продавца лежит на лизингополучателе, то лизингодатель не отвечает перед лизингополучателем за выполнение продавцом требований, вытекающих из договора купли-продажи, за исключением случаев, когда обратное предусмотрено договором лизинга.
Согласно ст. 668 ГК РФ, если имущество не передано в указанный в договоре срок или разумный срок при отсутствии этого срока в договоре лизинга по обстоятельствам, за которые отвечает лизингодатель, лизингополучатель вправе потребовать расторжения договора лизинга и возмещения убытков. Ответственность лизингодателя за просрочку наступает только в случаях, когда просрочка допущена по обстоятельствам, за которые отвечает лизингодатель. К таким обстоятельствам можно отнести просрочку оплаты за лизинговое имущество и случаи, когда предмет лизинга и продавца выбирал лизингодатель. В других случаях ответственность перед лизингополучателем за просрочку будет нести сам продавец.