Дальнейший анализ кейнсианской модели предполагает включение в общую сумму расходов государственных расходов и чистого экспорта.
Государство влияет на величину совокупных расходов по двум направлениям: осуществляя закупки товаров и услуг, что непосредственно отражается на величине АЕ, и воздействуя на величину располагаемого дохода и, соответственно, на уровень потребления и сбережений через налоги и трансфертные платежи.
Механизм воздействия государственных закупок на объем производства в краткосрочном периоде такой же, как и влияние инвестиций. Увеличивая объем государственных закупок, правительство осуществляет инъекции в национальную экономику. Государственные закупки, присоединяясь к планируемым потребительским и инвестиционным расходам, увеличивают совокупный спрос и ВНП (рис. 22.4).
Рис. 22.4. Равновесие с учетом государственных закупок
Если совокупные расходы рассматривать только как сумму потребительских и инвестиционных расходов, то, как видно из рис. 22.4, равновесие достигается при ВНП, равном Q1. Добавление к этим расходам государственных закупок увеличивает совокупные расходы и смещает кривую АЕ в положение АЕ1. Соответственно, макроравновесие достигается при Q2.
Необходимо обратить внимание на то, что рост государственных закупок ведет к приросту ВНП, большему, чем первоначальный импульс. Как и в случае с инвестициями, это объясняется действием мультипликационного эффекта.
Мультипликатор государственных закупок (MRg) характеризует отношение прироста ВНП к приросту государственных закупок и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению (MРS):
Мультипликационный эффект государственных закупок обусловлен тем, что их увеличение повышает доход и ведет к росту потребления, что, в свою очередь, увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления и т.д. Этот переход от потребления к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно.
Совокупный эффект от государственных закупок (увеличение ВНП) равен их приросту, умноженному на мультипликатор:
Поскольку мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение государственных закупок приведет к падению ВНП и доходов, большему, чем их сокращение.
В долгосрочном периоде последствия изменений государственных закупок иные, чем в краткосрочном периоде. Рост ВНП и доходов, как следствие возрастания государственных закупок, повышает инвестиционный спрос, что при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций и, следовательно, к снижению темпов экономического роста в будущем.
Наконец, четвертым элементом совокупных расходов является чистый экспорт. Присоединение к совокупным расходам чистого экспорта увеличивает объем равновесного ВНП. Если же импорт больше экспорта, то это снижает величину ВНП и равновесие достигается при меньшем значении ВНП. Так же как и в случае с инвестициями и государственными закупками, чистый экспорт влияет на величину ВНП с мультипликационным эффектом.
Таким образом, кейнсианское направление в экономической теории, в отличие от классического, полагающего, что предложение формирует доходы и тем самым создает спрос, исходит из того, что мотором экономического развития является совокупный спрос, именно он определяет совокупное предложение. Оно производно от совокупного спроса и ориентируется на ожидаемый совокупный спрос.
Кейнсианская трактовка общего макроэкономического равновесия представлена на рис. 22.5. График, иллюстрирующий равновесие экономической системы как точки пересечения планируемых совокупных расходов и дохода (ВНП), получил название "кейнсианский крест".
Рис. 22.5. "Кейнсианский крест"
Кейнсианский крест показывает, как планируемые потребительские, инвестиционные расходы, государственные закупки и чистый экспорт влияют на объем производства. Экономическая система находится в равновесии только тогда, когда планируемые совокупные расходы равны доходу (ВНП).
3.2 Классическая модель общего макроэкономического равновесия
Следует отметить, что до Кейнса в экономической теории общее экономическое равновесие как самостоятельная макроэкономическая проблема не рассматривалось. Поэтому классическая модель общего экономического равновесия (ОЭР) представляет собой некоторое синтезированное изложение взглядов экономистов классической школы с использованием современного терминологического аппарата.
Классическая модель ОЭР базируется на основных постулатах классической концепции, а именно:
1. Экономика представляется как экономика совершенной конкуренции и является саморегулируемой в силу абсолютной гибкости цен, рационального поведения субъектов и в результате действия автоматических стабилизаторов. На рынке капитала встроенным стабилизатором является гибкая ставка процента, на рынке труда -- гибкая ставка номинальной зарплаты.
Саморегулируемость экономики означает, что равновесие на каждом из рынков устанавливается автоматически, а любые отклонения от равновесного состояния вызываются случайными факторами и являются временными. Система встроенных стабилизаторов позволяет экономике самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, восстановить нарушенное равновесие.
2. Деньги служат счетной единицей и посредником в товарных сделках, но не являются богатством, то есть не имеют самостоятельной ценности (принцип нейтральности денег). В резуль-тате рынки денег и благ не являются взаимосвязанными и при анализе денежный сектор отделяется от реального, к которому классическая школа относит рынки благ, капитала (ценных бумаг) и труда.
Деление экономики на два сектора получило название классической дихотомии. В соответствии с этим утверждается, что в реальном секторе определяются реальные переменные и относительные цены, а в денежном секторе -- номинальные пе-ременные и абсолютные цены.
3. Занятость в силу саморегулирования рынка труда представляется как полная, а безработица может быть только естественной. При этом рынок труда играет ведущую роль в формировании условий ОЭР в реальном секторе экономики.
В простой модели условия общего экономического равновесия классической концепции могут быть формализованы в виде системы из пяти уравнений, в ходе решения которой определяются равновесные значения занятости N', ставки реальной зарплаты w', национального дохода у', ставки процента i' и текущий уровень цен Р:
1. P (dy/dN)=W N', w'
2. ND (w,-) =NS(w,+)
3. y = y (N) у'
4. S (i,+) = I (i,-) i'
5. M = kyP Р
Первые два уравнения выражают условия равновесия на рынке труда, на котором определяются два важнейших параметра: равновесная занятость N' и равновесная ставка реальной зарплаты w'. Почему именно этот рынок является определяющим в классической концепции? Почему, если равновесие устанавливается на рынке труда, то оно автоматически установится и на всех остальных рынках?
Дело в том, что равновесие на рынке труда означает, что фирмы реализовали свои планы относительно объемов производства, а домашние хозяйства -- относительно уровня дохода, определяемого в соответствии с концепцией эндогенного дохода.
Производственная функция в коротком периоде является функцией от одной переменной -- количества труда, следовательно, равновесный уровень занятости определяет уровень реального производства, что отражено в третьем уравнении. А так как занятость полная (все, кто хотел получить работу при данной ставке зарплаты, получили ее), то объем производства фиксируется на уровне естественного выпуска, и кривая совокупного предложения принимает вертикальный вид.
Сформированный объем совокупного предложения представляет собой сумму факторных доходов домашних хозяйств, которые распределяются последними на потребление и сбережения: у = С + S.
Чтобы на рынке благ установилось равновесие, необходимо равенство совокупного предложения совокупному спросу.
Так как совокупный спрос в простой модели представляет сумму потребительских и инвестиционных расходов: у = С + I, то при соблюдении условия I = S на рынке благ установится равновесие. То есть, согласно закону Сэя, любое предложение порождает соответствующий спрос.
Если же плановые инвестиции не будут соответствовать запланированным сбережениям, то на рынке благ может возникнуть дисбаланс. Однако в классической модели любой подобный дисбаланс устраняется на рынке капитала.