Нетрудно заметить, что очень многое в классической теории носит слишком упрощённый характер. Взглянуть диалектически на основные категории классической теории занятости нам поможет кейнсианская теория занятости.
Кейнсианская теория занятости, по имени её основателя Джона Мейнарда Кейнса, служит важнейшим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики. Выход в свет его книги «Общая теория занятости процента и денег» положила собой начало нового раздела экономической науки – макроэкономики. Эта работа породила обширную литературу; он сам и его многочисленные сторонники образовали направление, объединённое идеей относительное нестабильной капиталистической экономики и необходимости её государственного регулирования. Вместе с тем, не всякая концепция государственного вмешательства может считаться кейнсианской, последняя, так или иначе, связана с анализом соотношения инвестиций и сбережений, с исследованием такой макроэкономической категории, как эффективный спрос. Центральная категорий кейнсианства – спрос, дал альтернативное название кейнсианству – как «Теория совокупного или эффективного спроса».
Основная модель Кейнса была статистической; он рассматривал все экономические процессы в рамках краткосрочного периода. В этой модели все основные параметры, например, производство не менялись во времени. Такой подход был обусловлен особенностями депрессивной экономики 30-х. Тогда проблема долговременного экономического роста, экономической динамики не стояла на первом месте, но стоял вопрос, как быстрее перейти к полной занятости, как покончить с безработицей, наличием не задействованных мощностей, перепроизводством товаров.
Классическая теория занятости, диктовавшая свои постулаты полной саморегулируемости экономики, в 30-х года не смогла ответить на все вопросы, решить все социальные противоречия. На улицах были тысячи обнищавших, обездоленных людей, голод и разруха, вызванные кризисом 20-30-х годов, которые не укладывались в классическую концепцию о полной занятости. Именно тогда и нашёлся человек, давший людям ответы на их вопросы и этим человеком стал Дж. Мейнард Кейнс. В своей работе он обрушился с критикой на классическую теорию занятости и показал, что в краткосрочный период времени экономике свойственна циклическая безработица, и избежать её можно, только при активном использовании государственных рычагов регулирования экономики. Почему система не «исправляется» самостоятельно и автоматически? Как считал, Кейнс это происходит потому, что сбережения не тождественны эффективному спросу на будущие потребительские товары, то есть сбережения. А готовность незанятых работать не трансформируется автоматически в эффективный спрос на текущие потребительские блага.[5]
Сатирический характер «Общей теории…», проходит нитью через всю книгу, но это, разумеется, не снимает значимости тех теоретических концепций и рекомендаций, которые даются в ней, но обращает внимание читателя на абсурдность и недееспособность концепций классической теории. «Теоретики классической школы похожи на приверженцев эвклидовой геометрии в неэвклидовом мире, которые, убеждаясь на опыте, что прямые, по всем данным параллельные, часто пересекаются, не видят другой возможности предотвратить злосчастные столкновения, как бранить эти линии за то, что они не держатся прямо. В действительности же нет другого выхода, как отбросить вовсе аксиому параллельных линий и создать неэвклидову геометрию. Нечто подобное требуется сегодня и экономической науке». [6]
«Классическая теория привыкла связывать предположение о якобы саморегулирующемся характере нашей экономической системы с подвижностью денежной заработной платы или же, если же денежная заработная плата отличается негибкостью, то возлагать вину на несоблюдение закона Сэя»[7]. Кейнс в принципе согласен, что до определённой степени сокращение заработной платы может дать стимул к расширению производства, как это предполагает классическая теория, но расходится с этой теории лишь в методе анализа: «Сокращение денежной заработной платы при сохранении той же, что и раньше, величины общего эффективного спроса будет сопровождаться увеличением занятости».[8] Классиками предполагалась картина, когда сокращение денежной зарплаты будет при прочих равных условиях стимулировать спрос вследствие уменьшения цен готовой продукции и вести, поэтому к увеличению производства и занятости. То есть, фактически это нам говорит о том, что в данной модели – снижение заработной платы никак не влияет на спрос. Помимо классиков, к сторонникам этого утверждение так же можно отнести и монетаристов: «Быть может, найдутся экономисты, которые станут утверждать, что нет никаких причин, почему спрос должен быть затронут, поскольку совокупный спрос зависит от количества денег, умноженного на скорость их обращения по отношению к доходам, и что нет никаких видимых оснований, почему сокращение денежной заработной платы должно уменьшить количество денег или скорость их обращения по отношению к доходам»[9]. Но если следовать законам логики, то снижение заработной платы, может оказать некоторое влияние на совокупный спрос, поскольку сокращается покупательная способность части наёмных работников, но со стороны других агентов, у которых следствии падения цен на продукты вырос реальный спрос, покупательная способность выросла и компенсировала дефицит в покупательной способности части наёмных работников. Совокупный же спрос самих работников возрастёт, по всей вероятности, если только эластичность спроса на труд в ответ на изменения денежной заработной платы окажется не меньше единицы.
Таким образом, анализируя классическую теорию Кейнс, попытался ответить на ключевой вопрос, ответ на который нам была не в состоянии дать классическая теория – останется ли совокупный эффективный спрос, измеряемый в деньгах, тем же самым при сокращении заработной платы или хотя бы будет ли он уменьшаться в меньших пропорциях, чем сокращение денежной заработной платы. Классическая теория не смогла внятно ответить на этот вопрос. «Теория занятости» профессора Пигу, извлекла в себя всё, что можно было извлечь из классической теории… И в результате эта книга служит ярким примером того, что классической теории нечего предположить для решения проблемы, чем определяется действительный уровень занятости в целом.[10]
В классической теории правомерно утверждение, что снижение ставок заработной платы в отдельной фирме означает движение вниз по кривой спроса на труд, в результате фирма наймёт больше рабочих, то есть занятость повышается. Но такие рассуждения, утверждают кейнсианцы, неприменимы к экономике в целом, к общему снижению заработной платы. Почему? Потому что заработная плата является основным источником доходов в экономике. Всеобщее снижение заработной платы соответственно вызовет общее снижение доходов, а также снижение спроса, как на продукцию, так и на применяемый для её производства труд. В результате в условиях общего снижения заработной платы предприниматели будут нанимать небольшое число или вообще не будут нанимать новых рабочих. То, что правомерно для отдельной фирмы, когда снижение заработной платы её работникам не оказывает неблагоприятного воздействия на спрос на труд, не является правомерным для всей экономики, когда общее снижение заработной платы будет понижать денежные доходы и вызывать общее падение спроса на продукцию и труд. Таким образом, кейнсианская теория показывает нам, что заработная плата в краткосрочной перспективе не является эластичной на понижение.
Что касается эластичности цен – то её так же не существует в той необходимости, которая нужная для сохранения полной занятости в экономике. Кейнсианский «эффект храповика» нам чётко показывает, что в краткосрочный период времени, предприниматель не имеет возможности снизить цены, т.к. он заключает договора на поставку сырья, аренду помещений, оплату рабочей силы по определённым ценам, которые он не может изменить произвольно в сторону уменьшения. Поэтому даже при снизившимся совокупном спросе он вынужден предлагать свою продукцию по тем ценам, которые устанавливаются первоначально, а, чтобы не оказаться в убытке, резко снижает объём производства.
Рисунок 1
Таким образом, Кейнс показал, что эластичности цен и заработной платы не существует в той степени, какая необходима для удержания полной занятости в экономике.
Классическая теория предполагает, сокращение к минимуму вмешательство государства в экономику, ибо в этой теории частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить её подъём и благосостояние населения. Этот принцип, заложенный ещё А. Смитом, говорит нам о том, что любые государственные методы регулирования экономики, отрицаются, в той же мере, в какой проповедуется, полная саморегулируемость экономики. Рассмотренные нами в предыдущих главах классические положения о гибкости заработной платы и цен, процентной ставки, говорят нам, фактически, о том, что в принципе, само слово «регулирование», было бы не корректным в отношении классической теории занятости. По мнению классиков, снижение цены товаров влечет за собой снижение зарплаты и поэтому полная занятость сохраняется, сокращение величины национального продукта не происходит.[11]