Смекни!
smekni.com

Договор найма государственного и муниципального жилищного фонда (стр. 6 из 16)

Так в 2008 году закончилось переселение граждан из дома по ул. Ленинградской, 23 в г. Ульяновске. Несколько семей из данного аварийного дома отказывались переселяться из занимаемых комнат в комнаты предоставленные муниципалитетом. Данный вопрос пришлось рассматривать в судебном порядке.

Тихонова Л.П. вместе с дочерью Дьяченко М.А. и внуком Дьяченко Д.В. занимали одну комнату общей площадью 19,60 кв. м жилой площадью 16,10 кв. м в коммунальной трёхкомнатной квартире на основании ордера. При переселении семье предлагались 2 комнаты в трёхкомнатной квартире общей площадью больше занимаемой ими комнаты. Позже прежлагалась 1 комната большей жилой площади и большей общей площади, но также в коммунальной квартире. Однако от данных комнат они отказались, потребовав переселение их в отдельную 2–3х комнатную квартиру с учётом нормы предоставления жилого помещения а значит не менее 45 кв. м на семью.

Был подан иск отделом по учёту и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска о выселении в связи со сносом дома в другое жилое помещение.

Предлагаемая комната отвечала всем требованиям жилищного законодательства: являлось благоустроенным (новый дом с автономным отоплением), больше общей площади занимаемому жилому помещению, а также находилось в черте г. Ульяновска.

Суд первой инстанции исковые требования Мэрии г. Ульяновска поддержал. Ответчиками была подана кассационная жалоба в Областной суд Ульяновской области. Суд посчитал доводы районного суда и Мэрии города законными и обоснованными[29].

Исходя из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. При этом граждане, которым предоставляется другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Во втором случае, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закреплённого жилья и нуждающимся в жилье государство помогает тем, что им предоставляются сертификаты из федерального бюджета на приобретение жилья общей площадью не ниже установленных норм. Данные жилые помещения в г. Ульяновске приобретаются ими в собственность.

Данную льготу в г. Ульяновске регулирует Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[30],Закон Ульяновской области от 6 мая 2006 г. №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области»[31] и другими нормативно правовыми актами г. Ульяновска и Ульяновской области.

Кроме того, в Ульяновской области вступил в силу, новый «порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области»[32], утверждённый постановлением Правительства Ульяновской области от 15 января 2008 г. (№1-П). Детям-сиротам вместо договоров социального найма предоставляется субсидия в размере 542 тыс. рублей, выделяемая из муниципального бюджета. В 2008 г. данной льготой воспользовалось 43 человека.

В третьем случае, вне очереди благоустроенные изолированные жилые помещения предоставляются гражданам являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливаетсяпостановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»[33].

По данному вопросу в 2008–2009 г. в г. Ульяновске рассматривались несколько гражданских дел поданных гражданами г. Ульяновска к Мэрии г. Ульяновска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Суд удовлетворил некоторые требования граждан, т. к. данные граждане, действительно проживали в коммунальной квартире занятой несколькими семьями и смогли подтвердить принадлежность к данной категории лиц, имеющих хронические заболевания при которых совместное проживание других граждан не возможно.

В иске Ястребова М.Н. суд отказал, т. к. он был зарегистрирован в собственном двухэтажном доме отца и матери, был членом семьи собственника, вёл с ними совместное хозяйство.

В иске Митина Б.Ф. Ленинским районным судом также было отказано, т. к. он не был зарегистрирован на территории МО «г. Ульяновск», имел постоянную регистрацию в р.п. Карсун[34].

Также существует переченьосновных категорий лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ квартиры предоставляются по договорам социального найма иным категориям граждан (не малоимущим). Эти категории граждан должны быть определены федеральным законом или законом субъекта РФ.

Необходимо, чтобы граждане были признаны нуждающимися в жилых помещениях (по основаниям, установленным ЖК и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ (часть 3 статьи 49 ЖК).

Исчерпывающего перечня иных категорий граждан, предусмотренных в части 3 статьи 49, ни федеральными законами, ни законами субъектов РФ не устанавливается.

Гарантии жилищных прав указанных лиц обусловлены особенностями статуса указанных граждан, т.е. совокупностью их прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, установленных законодательством. Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:

– во-первых, обладание лицом, принадлежащим к определенной социальной группе (например, государственным служащим), гражданством своего государства и общим правовым статусом личности, включающим в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам, в том числе и в жилищной сфере;

– во-вторых, исполнение лицом, принадлежащим к определенной социальной группе, обязанностей в государственно-значимой сфере (например, государственным служащим в сфере государственного управления, военнослужащим в сфере обороны и безопасности государства).

Особый характер обязанностей отдельных групп граждан (государственных служащих, в том числе военнослужащих) и связанные с ними ограничения некоторых гражданских прав устанавливаются федеральными законами и компенсируются указанным гражданам предоставлением социальных гарантий. «Иные» лица, отнесенные законодательством к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством, тем не менее не лишены возможности приобретения жилья при желании и в других установленных законом формах.[35]

Распоряжением Президента РФ от 06.07.97 №276-рп утверждены правила учета нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и иных государственных служащих. Этот акт устарел и должен быть приведен в соответствие с ЖК РФ[36].

Жилые помещения до их передачи по различным основаниям в собственность государственных служащих относятся к жилищному фонду Российской Федерации.

Условия признания федеральных государственных служащих нуждающимися в жилых помещениях в целом аналогичны общим условиям, за некоторым исключением. В частности, дополнительными условиями являются:

– наличие стажа государственной службы, как правило, не менее двух лет и общего трудового стажа не менее 10 лет;

– обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее 15 м2.

Учет государственных служащих, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в государственном органе по месту их службы или работы комиссией по жилищным вопросам, действующей на общественных началах.

Очередники, имеющие право в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

Жилые помещения, поступающие в течение года в ведение Управления делами, распределяются пропорционально численности очередников, имеющихся в государственных органах и подведомственных Управлению делами организациях.

Жилое помещение предоставляется из расчета:

– на одного-двух человек – однокомнатная квартира;

– на двух-трех человек – двухкомнатная квартира;

– на трех-четырех человек – трехкомнатная квартира;

– на пять-шесть человек – четырех- или пятикомнатная квартира.

Порядок предоставления таких помещения указанным категориям граждан может отличаться от установленного ЖК. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 19 закона РФ от 26 июня 1992 года №3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции федерального закона от 22 августа 2004 года №122)[37], судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством РФ, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров, или в виде отдельной комнаты в порядке, установленном правительством РФ.