Смекни!
smekni.com

Многообразие форм собственности 2 (стр. 6 из 8)

75% предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не собирались продавать свою долю какому-то другому лицу.

Большое количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.

Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.

Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита госу­дарственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что госу­дарство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не ре­зервирует средства на возвращение кредитов. (Приложение1)

Основные особенности процесса приватиза­ции в России:

1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику фи­нансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собствен­ности.

2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, свя­занные с перераспределением прав собственности. В результате российская мо­дель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

3. Приоритет социально-политических целей над экономическими. Рос­сийская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном ас­пектах, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государст­венных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе опто­вых цен 80-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватиза­ции, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтере­сованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государст­венных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации.

4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собст­венников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредо­точием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от ре­ального государственного имущества основной массы населения.

Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количествен­ном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг. В результате приватизации изменилась струк­тура собственности. В количественных оценках она выглядела в 1995г. следую­щим образом. (Таблица 2)

Таблица 2 - Доля предприятий в государственном и частном секторах экономики России[3]

Госсектор, % Частный сектор, %
Легкая промышленность 41 59
Пищевая промышленность 43 57
Строительство 52 48
Промышленность стройматериалов 41 59
Автотранспорт и авто ремонт 52 48
Торговля оптовая 45 55
Торговля розничная 33 67
Общепит 44 56
Бытовое обслуживание 35 65
Прочее 68 32
В среднем по России 49, 5 50, 5

Пятидесяти процентный рубеж частной собственности по количеству предприятий был преодолен в середине 1995 г.

5. Форсирование развития фондового рынка. К изменениям в структуре собственности не сводятся результаты приватизации по российской модели. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно прива­тизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые ак­ционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором раз­вития фондового рынка,

Следует отметить, что акции приватизированных предприятий и обра­зуемый ими фондовый рынок существенно отличаются от их классических аналогов. Особенность состоит в том, что если классические (обычные) акции являются порождением реального инвестиционного процесса и обмена акций на реальные активы, то акции, вошедшие в фондовый рынок, берут свое происхождение из обмена на фиктивные активы в виде ваучеров и за ними не было реального инвестиционного процесса. Указанные обстоятельства суще­ственно влияют на формирование фондового рынка и движение акционерного капитала. Курсовое поведение акций предприятий, акционированных в по­рядке приватизации, не отражало реальные инвестиционные процессы или экономическую эффективность представляемых ими предприятий. На курсо­вое поведение акций названного типа влияли иные, не вполне обычные для фондового рынка факторы: стремление к перераспределению экономической власти через формирование контрольных пакетов акций. Подтверждением то­му служили факты роста курса акций (в реальном измерении) при спаде про­изводства на предприятиях. Стремительное развитие рынка фиктивного капитала сопровождалось столь же стремительным сужением и деиндустриализацией реального сектора, спад в котором к 1997 г. превысил 50% от уровня 1990 г.

К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. новый этап приватиза­ции и переприватизации. Система неплатежей, в которую «вползли» практичес­ки все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения мас­штаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая це­лые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должни­ками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.

В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собст­венности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. При­мерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированно­го жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.

Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оп­тимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, даю­щая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.

2.2 Характеристика новых форм собственности.

Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потря­сения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних случаях эти попытки приводили к успеху, в других терпели крах. Бывало, что общество действительно переходило на новую, более высокую степень своего разви­тия. Но случалось, что в результате ломки отношений собственности об­щество оказывалось отброшенным далеко назад и попадало в трясину, из которой не знало, как выбраться.

После таких переломов в нашей стране образовались новые формы собственности, такие как:

Индивидуальная собственность.

Эта форма концентрирует в одном субъекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом. В современной экономике сюда могут быть причислены те, кого принято называть некорпорированными собственниками. К этой форме могут быть отнесены: крестьяне, ведущие свое обособленное хозяйство; отдельные торговцы (включая
"челноков"); частнопрактикующие врачи, адвокаты и все те, в ком сосредоточены труд, управление, распоряжение доходом и имуществом.

Частная собственность.

Частная собственность близка по содержанию с индивидуальной в том смысле, что основные правомочия сконцентрированы в одном физическом лице или юридическом лице. Но частная собственность, как особая форма, отличается от индивидуальной тем, что признаки (правомочия) здесь могут разделяться и персонифицироваться в разных субъектах. Трудятся одни, а распоряжаются доходом и имуществом другие. Положение последних определяется экономической властью, а положение первых — экономической зависимостью.
В промежуточном положении находится управляющий (менеджер), поскольку, как отмечалось выше, управляющие участвуют в выполнении функций по распоряжению. Если частное лицо, будучи собственником условий производства, не применяет труд наемных работников, то такую собственность следует определить как индивидуальную (или частно-трудовую).