Смекни!
smekni.com

Инфляционные процессы в России 4 (стр. 3 из 5)

1000 4-

1200

Рис. 1. Динамика инфляции и денежной массы, 1992—1995 гг.

(в % к соответствующему периоду предыдущего года)[6]

На основании модели коэффициент эластичности инфляции по денежной массе равняется 0,12, то есть при росте денежной массы М2 на 1% инфляция при прочих равных увеличивается на 0,12%. При этом лаг составляет до трех месяцев. Помимо показателя денежной массы значимыми в настоящей модели оказались коэффициенты при переменной обменного курса и лагированной инфляции. Последнее свидетельствует о том, что даже если фактор, породивший всплеск инфляции, перестал действовать, его последствия будут проявляться довольно продолжительное время. С использованием значения коэффициента при лагированной инфляции суммарный эффект влияния денежной массы на нее оценивается в 0,6.

Анализ инфляции с марта 1995 г. по июль 1998 г. Данный временной интервал характеризуется непродолжительной стабилизацией основных макроэкономических процессов, прежде всего инфляции. Существенно замедлились и темпы роста денежной массы (см. рис 2).

Рис. 2. Динамика инфляции и денежной массы, 1995—1998 гг.

(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Основным фактором, определяющим динамику ИПЦ на данном этапе, являлся номинальный обменный курс рубля к доллару. Напомним, что на протяжении практически всего периода Банк России осуществлял политику валютного «коридора», контролируя динамику номинального курса рубля. В то же время влияние изменений денежной массы на инфляцию заметно снизилось по сравнению с предыдущим периодом. Коэффициент эластичности инфляции по денежной массе оценивается в пределах 0,04 — 0,06, а суммарный эффект с учетом коэффициента при лагированной инфляции — 0,2.

Анализ инфляции с октября 1998 г. по июнь 2007 г. позволяет сделать вывод о нестабильности коэффициента эластичности на всем посткризисном интервале. Если оценить значение коэффициента на раннем и более позднем посткризисных периодах, приходим к выводу, что влияние денежных факторов на инфляцию в последние годы несколько ослабло. И связано это прежде всего с функционированием Стабилизационного фонда. При этом инфляционные процессы стали носить более инерционный характер (см. рис. 3).

Рис. 3. Динамика инфляции и денежной массы, 1998—2007 гг.

(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Так, на раннем посткризисном этапе (до 2003 г.) краткосрочное влияние денежной массы на инфляцию оценивалось в пределах 0,13, а суммарный эффект с учетом лагированной инфляции — 0,24. На более позднем посткризисном этапе воздействие монетарных шоков на цены оценивается в пределах 0,06 и 0,15 соответственно.

На основании проведенных расчетов за весь период с 1992 г. по первое полугодие 2007 г. долгосрочное влияние денежного предложения на инфляцию оценивается в пределах 0,5, среднесрочное-— порядка 0,2 — 0,22. Оценки среднесрочного влияния денежной массы на инфляцию, произведенные по квартальным и месячным данным, хорошо согласуются между собой, что говорит о надежности и адекватности полученных результатов. Также совпадают величина лага между изменением денежной массы и реакцией инфляции на данное изменение. Шок денежного предложения начинает сказываться на инфляции с лагом в полгода. Далее, на протяжении еще двух кварталов, указанный шок продолжает воздействовать на инфляционную динамику, однако с постепенным затуханием.

2.2. Анализ немонетарных факторов, влияющих на инфляцию

Наряду с монетарной теорией инфляции для объяснения инфляционной динамики в развитых странах широко используется теория ценообразования по принципу «издержки плюс наценка» и строятся затратные модели инфляции.

В первую очередь настоящий подход используется для изучения инфляционной динамики в долгосрочной перспективе. В качестве решающих факторов инфляции издержек, согласно представленной выше модели, принимается динамика трех переменных величин: заработной платы, тарифов на коммунальные услуги и цен па импортные сырье и комплектующие. Рассмотрим каждый из указанных регрессоров в отдельности.

Применительно к заработной плате возрастающие издержки могут создавать инфляционное давление, которое становится длительным в результате раскручивания спирали «заработная плата - цены». Механизм этой спирали следующий: если заработная плата постоянно увеличивается, то повышается общий уровень издержек производства, что, в свою очередь, вынуждает компании поднимать цены, чтобы не лишиться своей прибыли. Важную роль в спирали «заработная плата — цены» играет производительность труда. При высоких темпах роста производительности давление заработной платы на цены смягчается. Если же производительность не повышается или, что еще хуже, снижается, то происходит усиление давления.[7]

Анализируя характер влияния на инфляцию тарифной политики в отношении естественных монополий, следует учитывать, что она реализуется посредством нескольких каналов. Основным является сектор платных услуг населению, в частности сектор ЖКХ. При этом масштабы повышения тарифа для населения оказываются, как правило, больше, чем для промышленных и сельскохозяйственных производителей. В данном случае опережающий рост стоимости коммунальных услуг обусловлен не только общим повышением цен на продукцию естественных монополий (электроэнергетики и газовой отрасли), но и мерами, направленными на ликвидацию перекрестного субсидирования населения за счет промышленных потребителей.

Другим каналом, транслирующим рост регулируемых тарифов в индекс потребительских цен, является увеличение издержек производителей. Повышение стоимости факторов производства в общем случае ведет к росту промежуточных и далее конечных цен.

Исходя из характера инфляционной динамики, можно предположить, что изменение регулируемых тарифов влияет на инфляцию и посредством роста инфляционных ожиданий. Последние увеличиваются с повышением тарифов и таким образом усиливают инфляционный фон.

Повышение уровня цен, связанное с подорожанием импортируемых товаров, обусловлено двумя основными причинами: значительным ростом цен на энергоресурсы и сырье на мировых рынках (как это имело место в 1970-е годы и в настоящее время); изменением курса национальной валюты по сравнению с валютами других государств. Если курс национальной валюты падает (в номинальном выражении), то происходит удорожание всех импортных товаров, что ведет к усилению внутренней инфляции. Обратный, дефляционный эффект должен происходить при повышении курса национальной валюты. На практике, однако, он может быть менее выраженным (или вовсе отсутствовать) в силу устойчивости цен по отношению к оказывающим понижательное давление факторам. Еще одним относящимся к данной группе фактором называют инфляцию в странах - основных партнерах по внешнеторговой деятельности (в частности, по импорту).

Изменение уровня процентных ставок также может приводить к росту издержек компаний, особенно при наличии значительного объема кредитной задолженности.

В рамках настоящего исследования были построены эконометрические модели для выявления долгосрочной и среднесрочной взаимосвязи между инфляцией и основными факторами, определяющими динамику издержек производства. С этой целью использовался совре­менный аппарат анализа временных рядов: коинтеграционный анализ и модели коррекции ошибок. Использование указанного подхода поз­воляет оценить как долгосрочные взаимосвязи, так и краткосрочные эффекты, что чрезвычайно важно в быстро меняющихся условиях функционирования экономики.

Принято считать, что основную роль в раскручивании инфляционной спирали «заработная плата - цены» играют профсоюзы, отстаивающие повышение уровня оплаты труда. В России профсоюзы если и оказывают какое-то влияние на динамику зарплат, то гораздо менее значимое, чем в США или Европе. Тем не менее можно назвать два механизма, посредством которых происходит повышение уровня заработной платы в экономике.

Во-первых, опережающий рост зарплат в добывающей промышленности. На протяжении большей части посткризисного периода высокая рентабельность добывающих производств обеспечивала благоприятные условия для последовательного увеличения зарплат занятых в них работников. Это оказывало повышательное воздействие на зарплаты в других секторах экономики: стремясь сохранить специалистов и слаженную команду сотрудников, руководители компаний были вынуждены также увеличивать зарплаты.

Во-вторых, денежно-кредитная и валютная политика Центрального банка, допускающая чрезмерный рост денег в экономике, следствием чего является инфляция, также может быть отнесена к факторам, создающим предпосылки роста зарплат. Таким образом, даже если основной канал развития инфляционной спирали «зарплата — цены» не является специфичным для нашей экономики, тот факт, что зарплаты в определенной степени растут «принудительно» и, как следствие, провоцируют ответное повышение цен, отрицать нельзя.

Политика регулирования тарифов естественных монополий на протяжении всего периода сильно менялась. В 2000—2001 гг. правительство отказалось от замораживания тарифов естественных монополий и перешло к их последовательному повышению, что оказывало достаточно сильное влияние на цены потребительского рынка в результате роста инфляционных ожиданий. Начиная с 2002 г. разработка прогнозов изменения тарифов естественных монополий стала одной из составляющих бюджетного процесса. Это сделало тарифную политику гораздо более предсказуемой и прозрачной и позволило ослабить влияние данного фактора на инфляцию. Тем не менее изменение тарифов, как и прежде, происходит резко и единовременно, что, без сомнения, продолжает сказываться на инфляционной динамике.