Располагаемый доход в свою очередь используется на потребление и сбережения, то есть YD = С + S.
Объединение тождеств позволяет заключить, что потребление равно сумме дохода и трансфертов за вычетом налогов и сбережений, то есть
С + S = YD = Y + ТR – ТА.
Преобразовав данное тождество, получим:
С = YD – S = Y + ТR – ТА – S .
Из последнего тождества видно, что потребление равно располагаемому доходу за вычетом сбережений, или, что то же самое, потребление равно доходу плюс трансферты минус налоги и сбережения. Теперь правую часть восьмого тождества подставим вместо С в тождество пять:
Y = Y + ТR – ТА – S + I + G + Хn, илиS – I = (G + ТR –ТА) + Хn .
Анализ тождества показывает, что первая величина в правой части (G + ТR – ТА) представляет собой дефицит государственного бюджета. Сумма (G + TR) равна государственным закупкам товаров и услуг (G) плюс государственные трансфертные платежи (ТR), которые составляют все государственные расходы. Величина налогов, полученных правительством, представлена Т. Разность (G + TR – ТА) показывает превышение правительственных расходов над его доходами, или дефицит государственного бюджета. Вторая составляющая правой части тождества представляет собой превышение экспорта над импортом, или чистый экспорт.
Таким образом, тождество показывает, что превышение сбережений над инвестициями (S – I) частного сектора равно дефициту государственного бюджета плюс внешнеторговое сальдо. Это говорит о том, что существует тесная связь между превышением частных сбережений над инвестициями (S – I), государственным бюджетом (G + ТR – ТА) и внешним сектором (заграницей).
Таким образом, макроэкономические тождества постоянно используются как основа для изучение закономерностей функционирования экономики в целом, т. е. взаимоотношения основных субъектов макроэкономики (государства, частного бизнеса и домохозяйств) чем и является макроэкономический анализ.
Модели экономического роста – абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений и графиков. Современные модели экономического роста сформировались на базе двух источников: кейнсианской теории макроэкономического равновесия и неоклассической теории производства. Именно они обусловили возникновение и развитие двух направлений в теоретических исследованиях проблем экономического роста: кейнсианского (позднее неокейнсианского) и неоклассического.
Неокейнсианские модели экономического роста были разработаны после Второй мировой войны последователями Дж. М. Кейнса с целью определить условия поддержания высоких и стабильных темпов экономического роста, исследовать различные варианты динамики воспроизводства. Первая отличительная особенность этих моделей в том, что в основу роста национального дохода положен только один фактор – капиталовложения или инвестиции (норма накопления капитала). Все остальные факторы – технические нововведения, квалификация рабочей силы, уровень организации производства, влияющие на рост капиталоотдачи, игнорируются. Поэтому данные модели получили название однофакторных.
Вторая особенность в том, что спрос на капитал при данной капиталоемкости поставлен в зависимость только от темпов роста национального дохода.
Третья особенность в том, что капиталоемкость не связана с изменением цен и объемов ресурсов, а определяется исключительно техническими условиями производства. Далее предполагается, что новые капиталовложения не изменяют капиталоемкости (так называемый «нейтральный технический прогресс» или «нейтральные инвестиции»). Наконец, поскольку рыночная экономика не способна к саморегулированию, для поддержания динамического равновесия (длительный период) предлагаются меры краткосрочного регулирования.
Исторически первой неокейнсианской моделью экономического роста является модель Харрода. Модель, получила свое название от имени американского экономиста Р. Харрода.
Данная модель представлена двумя уравнениями. Первое уравнение отражает статическое равновесие, а второе
динамическое. В обоих уравнениях рассматриваются действительные сбережения и предполагаемые инвестиции.
Исходным уравнением в модели Харрода является уравнение фактического темпа роста. Фактический темп роста определяется как отношение прироста национального дохода отчетного периода к величине национального дохода базового периода.
(1) G*C = S,nie
G = AY/Y - ежегодный темп роста национального дохода;
С = I/AY - капиталоемкость продукции;
S = S/Y - средняя склонность к сбережению.
Вторым уравнением в модели Харрода выступает уравнение гарантированного темпа роста.
(2) Gw*Cr = S, где
Gw - необходимый темп экономического роста, обеспечивающий динамическое равновесие между сбережениями и инвестициями;
Gr - требуемая величина капиталоемкости.
Таким образом, мы снова видим, что темпы экономического роста ставятся в зависимость от соотношения инвестиций и сбережений, а государству отводится активная роль в реагировании развития страны.
Данный темп – это прогнозная величина, которая обеспечивает предпринимателям равновесное, непрерывное, поступательное движение. Она определяется как отношение фактического объема сбережений к потребности в новом капитале. Последняя также величина прогнозная и представляет собой отношение инвестиций к приросту национального дохода. Данный коэффициент аналогичен акселератору и отражает тот факт, что предприниматели расширяют производство лишь при условии устойчивости экономического роста в предыдущем периоде, т. е. они планируют увеличение потока инвестиций, исходя из фактических объемов сбережений. В модели Харрода гарантированный рост постоянен, поскольку доминирующим типом НТР в экономике является нейтральный технический прогресс, при котором изобретения, увеличивающие затраты капитала, компенсируются изобретениями, ведущими к его экономии. В этом случае коэффициент капиталоемкости постоянен. Кроме того, норма сбережений также со временем не меняется, что обусловлено постоянством мотивов сбережений.
Сопоставление двух основных уравнений экономического роста Харрода показывает, что при равенстве фактического и гарантированного роста экономика в долгосрочном периоде должна быть равновесной. Однако ситуация равновесия в модели Харрода является скорее исключением, чем правилом. На практике фактический темп роста всегда выше или ниже гарантированного, ибо в экономической системе отсутствует механизм, поддерживающий устойчивый экономический рост. Снижение доли накоплений в общем объеме производства, сопровождающее экономический рост, служит тем фактором, который постоянно отклоняет экономику от равновесной траектории движения.
Для анализа долгосрочных тенденций Харрод вводит третье уравнение – естественного темпа роста. Под естественным темпом экономического роста понимается потенциально возможный при данном уровне развития науки и техники темп роста капитала и национального дохода, обеспечивающий полную занятость.
Если гарантированный темп роста превышает естественный, то вследствие недостатка трудовых ресурсов ожидавшийся предпринимателями фактический темп роста не будет достигнут. Результатом этого станет сокращение инвестиций и возникновение депрессии. В случае же превышения естественного темпа роста над гарантированным избыток трудовых ресурсов позволит увеличивать инвестиции, результатом чего будет превышение фактического роста над ожидаемым. Таким образом, если расхождение фактического и гарантированного роста создает циклические колебания, то расхождение гарантированного и естественного роста ведет к хронической безработице. Модель Харрода иллюстрирует циклическую и долгосрочную нестабильность капиталистической экономики. В связи с этим он обосновывает необходимость ее государственного регулирования.
К аналогичным выводам самостоятельно пришел американский экономист Е. Домар, основная идея которого заключалась в том, что инвестиции играют в экономике двойственную роль: с одной стороны, они создают производственные мощности, а с другой – создают спрос через эффект мультипликатора. Экономический рост, по Домару, будет равновесным, если прирост денежного дохода (спрос) будет равен приросту производственных мощностей (предложению).
Чтобы обеспечить полную занятость населения и загрузку производственных мощностей, темп роста чистых инвестиций должен быть равен произведению капиталоотдачи на долю сбережений в национальном доходе.
Проблемы равновесия макроэкономики стали особенно актуальными для постсоветских государств, вставших на путь «создания» рыночной экономики. Здесь вместо расширенного воспроизводства экономики идет ее деградация со всеми сопровождающими негативными явлениями: спадом производства, обнищанием населения, расстройством денежной и финансовой системы, ростом преступности, ухудшением экологической обстановки, падением культуры, возникновением угроз национальной безопасности и т.д. Сложившаяся в этих условиях система распределения национального дохода этих стран поражает своим несоответствием интересам общества в целом. Трудящееся население, создающее национальный доход, не получает достаточной компенсации за свой труд. В то же время класс предпринимателей, коммерсантов или, попросту говоря, буржуазии, буквально процветает на почве бедствий остальной части населения.
1. Если при прочих равных условиях уменьшение скорости обращения денег привело к изменению спроса на реальные кассовые остатки, то для сохранения стабильной рыночной ставки процента Центральный банк может: