Смекни!
smekni.com

Кейнсианская революция в экономической науке (стр. 3 из 6)

Новый, предложенный Кейнсом, подход предполагал, что условия процветания отдельной фирмы отнюдь не идентичны условиям процветания экономики в целом (как утверждают микроэкономисты). Напротив, между ними могут возникать противоречия, решение которых следует искать не в максимизации прибыли отдельных фирм, а в восстановлении общенациональных экономических пропорций и совершенствовании общих условий воспроизводства. Божественное правление миром, по словам Кейнса, вовсе не приводит к совпадению частных и общественных интересов (как считал А.Смит, выдвигая принцип «невидимой руки»).

Макроэкономический анализ – трудами последователей Кейнса, а также экономистов других направлений – привел к формированию нового обширного раздела экономической науки – макроэкономики.

Еще одно новшество Кейнса, также закрепившееся в направлении его имени и служащее одной из его характерных черт: в отличие от неоклассиков он пришел к выводу, что решение всех жизненно важных экономических проблем высокоразвитой экономики следует искать не на стороне предложения ресурсов (их редкости, ценности, вознаграждения факторов производства и т.п.), а на стороне спроса, обеспечивающего реализацию этих ресурсов. Выступив с критикой закона Ж.-Б.Сэя, согласно которому предложение автоматически порождает спрос, он выдвинул проблему «эффективного спроса» и его компонентов – потребления и накопления, а также факторов, определяющих движение этих компонентов – как центральную проблему рыночной системы. Последняя, в целом верная принципу свободного предпринимательства, характеризуется недостаточностью эффективного спроса. В этом кроется корень всех зол.

Причины недостаточности эффективного спроса многочисленны. Но три из них, по мнению Кейнса, играют особо важную роль. Это:

1. Прогрессивное сокращение предельной склонности к потреблению;

2. Понижение предельной эффективности капитала;

3. Чрезмерное предпочтение ликвидности.

Главной причиной является первая из перечисленных. В нашей экономике, рассуждал Кейнс, распределяемый доход имеет тенденцию к росту, поэтому та его часть, которая идет на потребление, конечно, также возрастает, но в меньшей пропорции. Сбережения становятся все более и более доступными. В капиталистическом обществе это усиливается характером поведения различных социальных групп. Доходы имеют тенденцию к все более неравномерному распределению между членами общества. В этих условиях потребление необеспеченных классов имеет меньшую тенденцию к возрастанию, потому что их доход увеличивается медленно. В то же время и привилегированные классы, чей доход увеличивается быстрее, находят все меньше и меньше интереса в удовлетворении потребностей, ибо по мере увеличения расходов на потребление они все более оказываются удовлетворенными. В связи с этим та часть дохода, которую наиболее богатая часть населения сознательно отказывается тратить на личные нужды, быстро увеличивается.

Закону убывания склонности к потреблению Кейнс придавал первостепенное значение и именно с ним связывал характерную для экономики застойный, кризисных лет недостаточность капиталовложений. В периоды, когда замедляются темпы возрастания расходов на потребление и резко сокращается прибыль (т.е. эффективность капиталовложений), предприниматель начинает сомневаться в том, что ему удается легко сбыть свою продукцию по достаточно высоким ценам. Вследствие этого стремление к капиталовложениям уменьшается.

Предельную эффективность капитала Кейнс не считал единственным фактором, определяющим масштабы инвестирования. Последние зависят также и от расхождения между степенью предельной эффективность капитала и уровнем процентной ставки. Ученый полагал, что этот разрыв постоянно увеличивается не только по причине прогрессивного падения предельной эффективности капитала, но и потому, что процентная ставка имеет тенденцию сохраняться на слишком высоком уровне.

Дж.М.Кейнс в отличие от своих предшественников и наперекор господствовавшим экономическим воззрениям утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению, растет гораздо медленнее доходов. По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение доходов. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению автора «Общей теории», якобы постоянна и может поэтому обуславливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода.

Дж.М.Кейнс вывел «Основной психологический закон».

Его суть такова: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход»[3]. В этом определении его недвусмысленная теоретико-методологическая позиция, в соответствие с которой для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесной экономики, а также для обоснования методов её внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

В частности, поэтому Дж.М.Кейнс утверждает, что «воспитание... государственных деятелей на принципах классической политической экономии» не позволит им «выбрать какой-либо лучший путь», стимулирующий увеличение богатства, кроме как надежда на «сооружение пирамид, землетрясения, даже войны». Отсюда, по его мнению, «если психологические склонности участников экономического процесса действительно оказываются примерно такими, какими мы их здесь предполагали, то можно считать, что существует закон, согласно которому расширение занятости, непосредственно связанное с инвестициями, неизбежно должно оказывать стимулирующие влияние на те отрасли, которые производят потребительские блага, и, таким образом, повести к увеличению совокупной занятости, причем такое увеличение превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями оказываются примерно такими, рно такими, .номического ческой экономиииция, в соответствие с е потребление, однако не в такой ».[4]

Таким образом, перспективы капитализма отнюдь не приводили экономиста в восторг. Кейнс, однако, ни в коей мере не считал, что эта система придет к катастрофе, краху. Способ разрешения проблем он видел в активной государственной экономической политике. Принципы такой экономической политики были также разработаны им в рассматриваемой книге.

2.2. Теория процента и денег.

В “Общей теории…” Кейнс отбросил классическую теорию спроса на деньги, отдав преимущество собственным теоретическим построениям, в которых главную роль играет понятие нормы процента. Он рассматривал деньги как один из типов богатства и утверждал, что та часть портфелей активов, которую экономические агенты желают сохранять в виде денег, зависит от того, насколько высоко они оценивают свойство ликвидности. Поэтому и кейнсианскую теорию спроса на деньги называют теорией “преимущества ликвидности”. Ликвидность у Кейнса – это возможность продать за единицу времени по максимальной цене любое имущество[5].

Люди, в силу ряда причин, вынуждены сохранять хотя бы часть своего богатства, в виде ликвидных денежных активов, таких как наличные, а не в виде активов менее ликвидных, но таких, что дают доход (например, облигации). И именно этот спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой ссудного процента: спрос на деньги постепенно увеличивается с падением нормы ссудного процента на рынке ценных бумаг[6].

Таким образом, Дж. Кейнс рассматривает спрос на деньги как функцию двух переменных величин. В других одинаковых условиях увеличение номинального дохода порождает увеличение спроса на деньги, что обусловлено существованием транзакционного мотива осторожности. Снижение нормы ссудного процента также увеличивает спрос на деньги через спекулятивные мотивы.

Дж. М. Кейнс был сторонником присутствия большого количества денег в обращении, что, по его мнению, мало влияло на снижение процентной ставки. Это, в свою очередь, стимулировало бы уменьшение “осторожности ликвидности” и увеличение инвестиций. По мнению Кейнса, высокий процент является препятствием для преобразования денежных ресурсов в инвестиции, т.е. он защищал необходимость максимального снижения уровня процента как способа поощрения использования накоплений на производственные цели.

Именно от Кейнса в большей мере берет начало концепция дефицитного финансирования, или искусственного накачивания денег в экономику, создание “новых денег”, которое являются дополнением к общему потоку затрат и, тем самым, компенсирует недостаточный спрос, занятость и ускоряет увеличение национального дохода. Дефицитное финансирование на практике означает отказ от политики сбалансированного бюджета и систематическое увеличение государственного долга, что в свою очередь, предусматривает использование инфляционных тенденций как способа поддержки деловой активности на высоком уровне[7].

Основным стратегическим направлением экономической политики государства, согласно Кейнсу, должна стать поддержка инвестиционной деятельности, содействие максимальному преобразованию сбережений в капиталовложения. Именно уменьшение уровня инвестиционной деятельности Дж. М. Кейнс и его последователи считали основной причиной “Великой депрессии” 30-х гг. Чтобы преодолеть основную слабость капиталистической экономики – недостаточную склонность к инвестированию – государство обязано не только создать наиболее благоприятные условия для инвестиционной деятельности предпринимателей (снижение нормы процента, дефицитное финансирования инфляционного роста цен и др.), но и взять на себя функции непосредственного инвестора.