Смекни!
smekni.com

Масштабы и структура неформальной занятости в России (стр. 2 из 5)

Стимулом роста неформального рынка труда может стать и избыточность предложения рабочей силы, недостаточный уровень заработной платы.

Причины, подталкивающие граждан к поиску дополнитель­ной работы:

1) стремление повысить уровень доходов, возникающее у работников, когда уровень оплаты труда на основном ра­бочем месте не позволяет обеспечивать его основные мате­риальные и духовные потребности. Однако по тем или иным причинам работник не решается на увольнение, на поиск новой работы. Конкретные ситуации, порождающие стремление повысить уровень доходов путем вторичной занятости, различны, но существуют и определенные закономерности их возникновения. Например, для современной России характерен низкий уровень цены труда, при котором заработная плата работников среднего (а в ряде случаев и высокого) уровня квалификации находится на грани прожиточного минимума. Обеспечить в этих условиях приемле­мый уровень жизни для себя и членов своей семьи работник может только реализуя возможности вторичной занятости. Экономический кризис в России вызвал к жизни неполную занятость, при которой работник используется работодателем на условиях неполного рабочего дня (или сокращенной рабочей недели). При этом оплата труда зависит от напол­ненного объема работ или отработанного времени. Сокра­щенный рабочий день и соответственно уменьшившаяся за­работная плата стимулируют работника к поиску дополни­тельной оплачиваемой работы;

2) стремление к повышению собственной дееспобности на внешнем рынке труда, достаточно часто возни­кающее у людей, охваченных скрытой безработицей, т.е. формально занятых в народном хозяйстве, но которые в свя­зи с кризисным состоянием предприятия могут стать реаль­ными безработными в любой момент. По оценкам специали­стов, совокупный размер скрытой безработицы в России со­ставляет в настоящее время около 12 млн. человек. Большин­ство людей, охваченных скрытой безработицей, но не уволь­няющихся с предприятий в надежде на стабилизацию ситуа­ции и возрождение производства, выражают готовность к поиску смежной, второй работы, которая помогла бы пере­жить трудные кризисные времена. В случае, когда совмести­тельство оформляется на временных условиях, работник на­ходится на периферии рабочей силы фирмы. В условиях ус­пешного сотрудничества с новой организацией, когда рабо­чее место соответствует профессионально-квалификационным характеристикам работника и не требует его переподготовки, смежная деятельность может трансфор­мироваться в основную. В этом случае вторичная занятость выступает своеобразным «мостиком», обеспечивающим сме­ну рабочего места без периода безработицы и длительной адаптации в новой организации.[2, C.14]

Итак, неформальный сектор складывается за счет снижения платежеспособного спроса на рабочую силу в формальном секторе экономики и вытеснения таким образом занятых из формального сектора.

1.3. Формальные и неформальные трудовые отношения

Формальные и неформальные трудовые отношения имеют много общего. Так, выделяют следующие черты сходства формальных и неформальных трудовых отношений. Контракт не всегда определяет реальные условия трудовой сделки: внешне формальный найм может оказаться неформальным по сути. С другой стороны, найм может являться формальным по сути, а каналы поиска работы и критерии оценки потенциального работника окажутся неформальными. [ 4, c.3]

Важно учитывать и то, что при формальном найме, даже более чем при работе по устной договоренности, работодатели ценят в работнике неформальные характеристики, такие как уживчивость в коллективе и покладистость в отношениях с начальством. При этом у представителей неформального и формального найма примерно одинакова степень готовности защищать свои права, неформально нанятые работники проявляют недовольство и фиксируют ситуацию нарушения своих прав не чаще, чем официально нанятые, а вероятность соблюдения условий договора практически не зависит от степени формализации трудовой сделки.

Тем не менее, формальные и неформальные трудовые отношения имеют и существенные различия. Прежде всего, эти две формы трудовых отношений различаются механизмами исполнения работниками своих обязательств - при формальном найме этот механизм обеспечивается угрозой увольнения, а при неформальном - невыплатой заработка. Разнится и схема соблюдения нанимателем условий трудовой сделки: в случае формального найма защита интересов наемного работника гарантирована его правом обратиться в суд, а при неформальном найме в качестве гарантии выступает лишь порядочность работодателя. Также имеют место и различия в условиях, которые оговариваются при приеме на работу.


2. МАСШТАБЫ И СТРУКТУРА НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ.

2.1 Оценка масштабов неформальной занятости

Сравнивая ситуацию с неформальной занятостью населения в России с другими странами, можно говорить с одной стороны, о ее особенностях, а с другой, о некоторых параллелях. Масштабы неформальной занятости в России значительно выше, чем в большинстве развитых стран, и сопоставимы только с Италией.

Общий уровень вовлеченности населения России в неформальную занятость сопоставим с развивающимися странами. Однако, в развивающихся странах учитывается, как правило, неформальная деятельность на условиях первичной занятости. По этому показателю ситуация в России пока еще далека от развивающихся стран. Для России более характерно периодическое участие населения в неформальной занятости как способ переждать трудные времена.

Госкомстат России в 2001 г. утвердил Методологические положения по измерению занятости в неформальном секторе, разработанные в целях обеспечения статистического измерения этой занятости в Российской Федерации с учетом международных рекомендаций[8, с.37].

Первоначальный источник информации о занятости в неформальном секторе – это выборочное обследование населения по проблемам занятости.

Для разработки теоретических подходов к проблеме неформальной занятости и оценки ее количественных параметров в августе-сентябре 2001 года был проведен пилотный опрос специалистов-трудовиков.[17]

В опросе использовалась анкета, включающая 12 вопросов, характеризующих суть явления и остроту данной проблемы в России, масштабы и распространенность данного явления по отраслям, регионам, группам населения, а также причины, последствия и методы воздействия на рассматриваемое явление. Всего было распространено 150 анкет. В числе ответивших на них были специалисты центрального аппарата Министерства труда и социального развития России, работники региональных департаментов Федеральной государственной службы занятости и органов службы занятости местного уровня, ученые научно-исследовательских институтов, включая учреждения системы Академии наук. При этом 72 специалиста имели за плечами не менее 3 лет профессиональной деятельности, связанной с рынком труда и занятостью населения. [12, c.160]

По опросам специалистов выявлено, что невозможно количественно определить масштабы неформальной занятости не только по России в целом, но даже в каждом регионе. Специалисты ограничились замечанием, что эти масштабы велики и имеют тенденцию к росту. Их оценки варьируют в широких пределах: от 3-5 до 40-50 и даже 80% занятого населения. При этом чаще встречалась оценка - 25-30% экономически активного населения, что составляет от 18 до 22 миллионов человек.

Столь большое расхождение оценок вызвано, как представляется, с одной стороны, сложностью проблемы и практически полным отсутствием информации, с другой – неразработанностью понятия и отсутствием четких критериев отнесения населения к категории неформально занятых. В результате самые высокие оценки могут быть следствием более широкой трактовки понятия респондентом.

Наиболее часто встречающиеся в анкетах специалистов оценки не опровергают содержащихся в специальной литературе. Согласно таким оценкам, в России неформально занято приблизительно 30% взрослого населения, или от 25 до 30 миллионов человек, а всего с теневой экономикой так или иначе связано 58-60 миллионов человек.

Среди неформально занятых больше всего местных жителей, на долю которых, по оценкам специалистов, приходится примерно половина численности данного контингента. За ними идут граждане стран ближнего зарубежья (примерно 25-30% неформально занятых), среди которых (в порядке снижения частоты упоминания) преобладают граждане Украины, государств Закавказья, Молдовы, республик Средней Азии, Беларуси и Казахстана. Третью позицию - примерно 15-20% - занимают жители других регионов России, среди которых, преобладают выходцы с Северного Кавказа. Причем подчеркивают, что контингент неформально занятых формируют представители всех регионов России. И, наконец, примерно 5% неформалов приходится на долю граждан государств дальнего зарубежья (в порядке уменьшения частоты упоминания - Китай, Вьетнам, Афганистан, Турция, Корея, прочие страны Азиатского региона, государства Балтии и Югославия).

Таким образом, не менее трети неформально занятых в экономике России составляют, согласно данным анкетного опроса, лица, которых можно квалифицировать как нелегальных иммигрантов, что превосходит даже самые смелые оценки специалистов по миграции населения.

Свыше 75% респондентов отмечают, что больше всего неформальная занятость распространена в Москве и Московской области, Петербурге и вообще в крупных городах (миллионники, столицы субъектов Федерации и т.п.). Далее следуют Центральный, затем Южный федеральные округа (особо в этом отношении были выделены республики Северного Кавказа и Краснодарский край как регионы, где велика численность беженцев и вынужденных переселенцев) и Дальневосточный регион (особенно Приморский и Хабаровский края). Отдельные респонденты назвали также Поволжье, Урал, Западную и Восточную Сибирь, регионы российского Севера и моногорода. При этом было подчеркнуто, что данное явление свойственно всем регионам страны.