Прекрасное и искусство.
Человек раздавил пурпурную раковину, выжал сок из растения, растер мел, уголь, глину и раскрасил жилище, одежду, свое тело. Он отделил цвет от предмета. Он соединил различные цвета, стал чередовать цветные линии и формы. Он заговорил красками и другие люди поняли его монолог.
Человек взялся за кисть потому, что не мог сказать то, что хотел, другим способом. Так родилось искусство.
Просматривая БСЭ мы прочитаем: ИСКУССТВО-это одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества.
Но искусство-это самовыражение художника и воспроизведение действительности, язык чувств и игра воображения, особого рода игра и особого рода молитва, творение рук человеческих...
По каналам чувственного восприятия искусство проникает в наше сознание. Уберите чувственное восприятие, подсознание, и сознание высохнет, как пруд без родников. Уберите образное мышление и образное чувствование и люди не сумеют даже улыбаться, а не то что разговаривать друг с другом.
Отказаться от образного мышления человек не может. Как вообще не может жить без искусства. Элементы искусства во всем. В цвете галстука, в форме его костюма, в отделке платья, в рисунке обоев, в игрушках детей...
Сила искусства грандиозна. Влияние его на социальную жизнь общества невероятно. Куда больше, чем мы думаем. Искусство может быть и благом для человека и злом. Искусство-это одно из активнейших средств воздействия на человеческие эмоции. Эмоции не бывают нейтральными. Они могут быть только либо на пользу, либо во вред.
Что такое прекрасное? Очень красивое. А что такое красота? В природе -это радующее или удивляющее сочетание форм и красок. А в искусстве? Если "по Чернышевскому", то красота это правда. Но все ли понимают красоту "по -Чернышевскому"? Боюсь, что нет. Гораздо чаще красота в искусстве понимается, как изображение "красивого". Таким образом, красивый портрет женщины- это портрет красивой женщины.
Искусство и мода.
Но самое интересное то, что произведения художника или скульптора вовсе не обязательно что-нибудь изображают. В орнаментальной росписи стен и посуды, в орнаменте ковров, циновок книжных переплетов, одежды очень часто нет даже намека на изображение чего либо, а в то же время это искусство художника. Все это пластика формы и пластика цвета. Все это говорит языком искусства, то есть вызывает чувственные ассоциации. Если бы кто-нибудь из современных людей мог бы оказаться в пещере наших предков и если бы его не убили и не съели, то он обнаружил бы там все виды искусства. На стенах пещеры была бы и разноцветная живопись и одноцветная графика. У входа или по углам стояли бы глиняные, деревянные или каменные скульптуры. При свете костра происходили бы представления в специальных костюмах, гриме или в масках. Музыканты стучали бы по разной величине камням или палками по выдолбленным колодам, черепаховым панцирям и натянутым кожам и трубили бы в тростники и раковины. А на ночь дедушки рассказывали бы внукам страшные сказки о том, как от лягушки болотного пара произошел человек.
Даже если художника, конкретного художника нет, все равно его искусство живет в его глиняных и раскрашенных вазах, картинах , в форме юбок, причесок, в изумительной песне. И нет никакой принципиальной разницы между богатым платьем из "золотой парчи" от "Диора" на эстраде и юбки из маисовой соломки на бедрах девушки Берега Слоновой кости.
Стремление создать красивое сопутствовало искусству художника и скульптура на протяжении столетий, а стремление украсить произведениями искусства свое жилище и самого себя сопутствовало жизни и быту всех людей- и бедных и богатых.
Раскрывая значение декоративного искусства, обыкновенно говорят, что оно вносит красоту в окружающую человека среду. Но опять возникает вопрос, что такое красота? Чем отличается неотразимая привлекательность прекрасного? Художники и теоретики искусства в прошлом пытались найти универсальную формулу красоты, дать точную классификацию красивого и некрасивого, выявить формальные признаки красоты. Но это сделать никому не удалось. Красота многолика. Но понятие красоты и признаки прекрасного менялись на протяжении всей истории человечества. И тут уже выступает на сцену ее величество мода. МОДА-(франц. mode, от латинского modus-мера, образ, способ, предписание)- непродолжительное господство определенного вкуса в окружающей жизни или культуре.
По В.Далю: мода- временная изменчивая прихоть в житейском быту, обществе, в покрое одежды и нарядах.
А по Пьеру Кардену: мода-это...обновление! Дерево сбрасывает старую листву, человек- наскучившую одежду.
Когда родилась мода? Кто ее создал? Мода растет сама, вместе с обществом. Она дитя времени, но с очень трудным характером. Какая-то конкретная мода похожа на снежок, вызывающий лавину. Она растет, вздымается и, наконец, достигнув предела, рушится. Задача талантливого художника-модельера и состоит в том, чтобы предугадать это возникающее новое, что уже носится в воздухе, но не обрело еще плоти. Тут и соединяются мода и искусство!
Именно талант модельера объединяет их в единое целое высокое портновское искусство. Вся история одежды- это одновременно и история возникновения портновского искусства - одного из древнейших видов ремесел.
Мода и история.
Все мы привыкли к одежде, как к собственному телу, Кажется, что она была всегда, во все времена. Но одежда появилась не сразу. К этому вел процесс развития земли и человечества. Первая форма одежды возникла, когда человек впервые соединил вокруг своего тела две шкуры, закрепив их веточкой. А когда эти шкуры он украсил ракушками и нанес на нее пятна соком какого-нибудь растения- возникло искусство создания одежды.
Но шкуры скоро сменил текстиль, для закрепления уже стали использовать костяные и металлические иглы и броши. И тогда открылась новая страница одежды и моды.
Когда человек создает одежду, он предъявляет к ней немало требований: она должна быть удобной, красивой, недорогой. И красота в этом перечне стоит на первом месте. Люди еще в седой древности испытывали потребность в украшениях. Свидетельство тому- найденные в захоронениях серьги, колье, броши, браслеты, кольца. Некоторые атрибуты украшений заменились со временим похожим на них орнаментом, узором или рисунком на одежде. И чем больше развивалась одежда, тем сильнее подчиняла она себе украшения. Порой создавались подлинные шедевры искусства, где национальный колорит идеально сочетался с простыми, элегантными формами.
Древний Египет.
Папирусные свитки и каменные письмена повествуют нам о жизни Древнего Египта. В Египте Нового царства (1562-1085 гг. до н.э.) женщина идеализируется, становится своеобразным центром светского общества. В литературе появляется новый жанр- любовная лирика. Забота о внешности была для египтянок делом первостепенной важности.
Особое внимание уделялось волосам. Если волосы были недостаточно хорошие, использовали парик. Прическу помогало сохранять специальное изголовье у кровати. В период Древнего царства (до 2000г до н.э.) женщины носили гладкую короткую стрижку. В последующие тысячелетия мода несколько изменилась, волосы удлинились, их стали заплетать в множество тоненьких косичек и укладывать их в сложную прическу. В период Нового царства женские прически становятся все роскошнее и фантастичнее, их украшают перьями, цветами, металлическими безделушками.
Косметика- краски, грим, притирания- имела значение не меньшее, чем еда и питье. К периоду Древнего Египта относится и первый известный нам сборник косметических рецептов, составленный царицей Клеопатрой. Как модно воспользоваться косметикой несомненно знала и прекрасная Нефертити, на чьем бюсте художник тщательно вывел подбритые подведенные брови, а также чрезвычайно модную в те времена темную линию удлиняющую разрез глаз. Помимо карандаша для бровей, у египтянок в моде были помада, лаки для ногтей, краски для волос, душистая вода и прочие атрибуты косметического арсенала.
Одежда, особенно в древний период, была крайне проста и составляла в основном из узкого легкого одеяния типа сарафана на одной или двух бретелях. От холода защищала большая накидка.
Волокно, из которого изготовляли полотно, было необычайно тонким. Килограмм пряжи состоял из нити длиной 240 км.(Современная тончайшая льняная нить ровно вдвое толще). Такое полотно называли "тканым воздухом". Шелк в Египте не был известен. Шерсть использовали только для орнамента. Встречались ткани с вплетением стеклянных и золотых блесток.
Женскую красоту подчеркивали украшения. Основным декоративным элементом платья был широкий круглый воротник. Его делали из разных ярких материалов, например, стеклянных бусинок, фаянсовых бляшек, золота и драгоценных камней. Кроме того, носили ожерелья, ручные и ножные браслеты, кольца, тяжелые серьги.
Древняя Греция.
V век до н.э. был веком расцвета культуры греческого государства. Победа в греко-персидских войнах вызвала подъем национального самосознания. В это время в Афинах огромного размаха достигает строительство. Восстанавливается из руин старый центр города, возводятся новые храмы, общественные здания - гимназии, стадионы и т.д. Небывалого расцвета достигают литература, изобразительное искусство. В этот период создают свои прекрасные статуи и возводят архитектурные ансамбли великие скульпторы Фидий, Мирон, Поликлед., пишут трагедии Эсхил, Софокл, Еврипид. Все эти произведения прославляют гражданские идеалы, воспевают свободного и доблестного человека.
Образ мужественного человека нашел свое выражение в эстетическом идеале того времени. Идеалом был доблестный и прекрасный человек. Сильная и прекрасная, тренированное и гармонично развитое тело являлось необходимым признаком красоты. Костюм складывался в тесной связи с условиями жизни греков и под влиянием их эстетических представлений. Благоприятные климатические условия и эстетическое отношение к человеческому телу предопределяли легкость и гармоничность форм античного костюма. Эстетической основой костюма являлась драпировка, которая располагалась в самых разнообразных направлениях, подчеркивая форму тела и изменялась в разных ракурсах при движении, обрисовывая и подчеркивая идеальные формы тела. Складки были основой античного костюма. Различали трубчатые, органные, каскадные, лучевые складки.