Смекни!
smekni.com

Договор подряда (стр. 4 из 20)

Признание совокупности сделок, заключенных в рамках инвестиционного проекта, притворными, прикрывающими договор подряда с множественностью лиц на стороне заказчика, приобретает особенную актуальность, когда по вине подрядчика и основного заказчика (в том числе из-за злоупотреблений при расходовании инвестиционных ресурсов) объект построен с нарушениями или не построен вообще, а основной заказчик оказывается финансово несостоятельным и не может (не желает) удовлетворить требования инвесторов. Применяя последствия недействительности притворной сделки (п. 2 ст. 170 ГК), пострадавшие инвесторы будут в состоянии обратить иски против основного заказчика и подрядчика.

Привлечение подрядчиком к выполнению работ третьих лиц создает особую конструкцию подрядных отношений - генеральный подряд. Интерес заказчика в договоре заключается в первую очередь в результате работ, а уже во вторую - в том, как этот результат был достигнут. Поэтому в качестве общего правила гл. 37 ГК предусматривает свободу выбора подрядчиком средств и способов достижения этого результата (разумеется, в пределах, установленных нормативными актами и договором). Подрядчик, неся ответственность за результат, определяет оптимальные способы выполнения работ, принимает решение о привлечении к работам третьих лиц. Лица, привлеченные подрядчиком, называются субподрядчиками, сам подрядчик в этом случае становится генеральным подрядчиком (п. 1 ст. 706 ГК). Привлечение субподрядчиков возможно, если иное прямо не установлено законом или договором. Отношения между генеральным подрядчиком и субподрядчиками носят двусторонний характер, строятся на основании отдельных договоров. Субъектами договора подряда субподрядчики не являются, и полную ответственность за их действия перед заказчиком несет подрядчик, а допущенные субподрядчиками нарушения рассматриваются как нарушения со стороны генерального подрядчика.

Юридические связи между заказчиком и субподрядчиками, по общему правилу, не возникают, поскольку участниками единого правоотношения эти лица не являются. Однако возможны ситуации, когда возникновение отношений между заказчиком и субподрядчиком обоснованно как с организационной, так и с экономической и юридической точек зрения. Де-юре выбор субподрядчика всегда производится по усмотрению генерального подрядчика. На практике заказчик может рекомендовать ему заключение договора с определенным субподрядчиком и даже настаивать на таком договоре. Рекомендация обычно связана с уникальностью работ, возлагаемых на субподрядчика (художественный паркет, копирующий исторические дворцовые интерьеры, изготавливается только одной организацией или предпринимателем), опытом предшествующего сотрудничества заказчика с рекомендуемым лицом.

Отношения заказчика и субподрядчика могут устанавливаться при соблюдении двух условий (п. 3 ст. 706 ГК). Первое - они ограничены правом предъявления требований, связанных с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком. Без факта нарушения договора, заключенного между заказчиком и генеральным подрядчиком, субподрядчик не может предъявлять требования к заказчику, как не может предъявить требования к субподрядчику заказчик, если не нарушен договор субподряда. Второе - возможность предъявления требований должна быть прямо предусмотрена законом или договором.

Упомянутое право предъявления претензий - субъективное право совершенно особого свойства. Требовать исполнения обязательств в отношении себя лично ни заказчик от субподрядчика, ни субподрядчик от заказчика не могут. Правовые связи заказчика и генерального подрядчика, генерального подрядчика и субподрядчика остаются двусторонними. Заказчик не становится стороной договора субподряда, субподрядчик не становится стороной основного договора. Перемены лиц в обязательстве ни в договоре субподряда, ни в основном договоре подряда не происходит.

Право предъявления претензий сложно рассматривать как право требования, а заказчика или субподрядчика, предъявляющего претензии, - как лицо с самостоятельными правами требования по договору, в котором они в качестве стороны не участвуют. Наделяя субподрядчика и заказчика возможностью предъявления претензий, ч. 2 п. 3 ст. 706 ГК не говорит о том, что это требование должно исполняться в адрес предъявившего претензию. Если претензия предъявлена субподрядчиком в связи с задержкой платежей заказчика по основному договору, суд, соглашаясь с доводами претензии, вынесет решение, обязывающее заказчика оплатить денежные средства генеральному подрядчику, а не субподрядчику. Если заказчик предъявляет субподрядчику претензию, связанную с невыполнением субподрядчиком работ, и это требование удовлетворяется, результат работ будет сдаваться заказчику непосредственно генеральным подрядчиком, так как должником заказчика является именно он.

Когда подрядчик привлекает субподрядчиков к работам в нарушение условий о личном выполнении работ, он будет нести ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение работ субподрядчиками, а перед субподрядчиками - за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора заказчиком (п. 3 ст. 706 ГК).

К сожалению, норма п. 3 ст. 706 ГК сформулирована не вполне удачно, ее юридический смысл не ясен, поскольку какого-либо специального правила и специальных последствий нарушения подрядчиком обязательства по личному выполнению работ эта норма не создает. Генеральный подрядчик несет перед заказчиком полную ответственность за действия субподрядчиков как за собственные. Другое дело, что, будучи включенным в договор, условие о личном выполнении работ является его существенным условием. При нарушении существенных условий заказчик вправе прибегнуть к общим правилам ГК о последствиях нарушения обязательств: это и возмещение убытков, и право на принуждение к исполнению обязательства в натуре в соответствии с его условиями, и право на одностороннее расторжение договора.

Помимо предмета к существенным условиям договора подряда относятся сроки выполнения работ (ст. 708 ГК). Исходя из буквального смысла ст. 708 ГК, необходимость обозначить в договоре начальный и конечный сроки выполнения работ следует считать императивным предписанием. В отсутствие соглашения о сроке договор подряда считается незаключенным. Помимо начального и конечного стороны могут установить промежуточные сроки завершения определенных этапов работы.

Сроки указываются в договоре, графиках выполнения работ, а также иных документах, подписанных сторонами и выражающих их согласованную волю.

Сроки могут быть изменены в случаях и в порядке, установленных договором (п. 2 ст. 708 ГК). Внешне это правило выглядит как императивное, поэтому толкование п. 2 ст. 708 ГК имеет определенную сложность. Если сроки изменяются в случаях и порядке, определенных в договоре, означает ли это, что в иных случаях, которые в договоре прямо не предусмотрены, изменение сроков недопустимо? На наш взгляд, такое толкование было бы неверным. Сроки - это условия договора, и правила об их изменении подчиняются общим правилам об изменении условий договора, установленным в гл. 29 ГК.

Помимо изменения договора по соглашению сторон либо в одностороннем порядке по основаниям, указанным в договоре, договор изменяется в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных законом, в том числе при нарушении обязательства другой стороной или в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 450, 451 ГК).

Последствия нарушения сроков выполнения работ такие же, как общие последствия просрочки должника (ст. 405 ГК). Подрядчик, во-первых, обязан возместить заказчику убытки, причиненные просрочкой; во-вторых, на подрядчика переходит риск случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения; в-третьих, заказчик получает право отказаться от принятия результата работ и потребовать возмещения убытков. Для отдельных видов подряда могут предусматриваться специальные последствия просрочки подрядчика.

Цена работы к существенным условиям договора подряда на стадии его заключения не отнесена. В отсутствие соглашения о цене она определяется по правилам п. 3 ст. 424 ГК как средняя цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы. Цена определяется в виде конкретной суммы или может быть определена на основании заложенного в договоре принципа исчисления. В предусмотренных законом случаях для расчета цен применяются устанавливаемые или регулируемые государственными органами тарифы. Рекомендуемые цены характерны для договора строительного подряда и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Тарифы и поправочные коэффициенты устанавливаются в строительных нормах и правилах, но используются лишь в случае прямых отсылок в договоре к ним или при применении п. 3 ст. 424 ГК, когда цена не установлена соглашением сторон.

В структуру цены заложены две составляющие - вознаграждение подрядчика и сумма, компенсирующая его издержки (п. 2 ст. 709 ГК). Это полностью соответствует правилу о выполнении работ иждивением подрядчика, т.е. из его материалов, его силами и средствами.