Смекни!
smekni.com

Этикет (стр. 1 из 6)

Ничто не ценится так дорого и

не стоит так дешево, как вежливость.

Сервантес

1. Введение.

Нашу эпоху называют веком космоса, веком атома, веком генетики. С полным правом ее можно было бы на­звать и веком культуры.

Дело не только в том, что многие культурные ценно­сти, бывшие раньше достоянием избранных аристо­крати­ческих кругов, стали в нашей стране доступны широким массам читателей, зрителей, слушателей. Бла­годаря росту активности трудящихся, увеличению количества сво­бодного времени, внедрению научно-тех­нических дости­жений во все сферы общественной жизни все более суще­ст­венную роль приобретает культура человеческих отно­шений, культура общения людей. Чем значи­тельнее тех­нико-экономический потенциал общества, чем богаче и сложнее его культура, тем выше должна быть культур­ность людей, которые в нем живут и которые им управ­ляют. Профессиональ­ная, нравственная, эстетическая, ин­теллектуальная культура нужна в быту и на производ­стве. От нее зависят и эффективность труда и разумное использование досуга.

Общественная жизнь за последние полвека усложни­лась, ее ритм ускорился. В быстро растущих городах на сравнительно небольших участках территории живут бок о бок друг с другом миллионы людей. Каждый встречает­ся ежедневно с сотнями, а то и тысячами других людей. С ними он едет на работу, трудится на предприятии, стоит в очереди к кассе кино или стадиона, отдыхает в дружеской компании. Люди соприка­саются друг с дру­гом в самых разнообразных нравственно-психологиче­ских ситуациях. Вопрос о том, как поступить, как себя вести и как относиться к поведению другого в том или ином случае, приобретает особую остроту ввиду огром­ной пестроты характеров, мнений, взглядов, эстетических вкусов. Чтобы найти пра­вильное решение, позволяющее сохранить свое дос­тоинство, свои убеждения и не обидеть другого человека, нужно учесть многие обстоятельства, проявить такт, сдержанность, настойчивость, желание понять собесед­ника.

Однако даже добрые намерения и субъективная честность не всегда избавляют нас от промахов и ошибок, в которых потом приходится раскаиваться. Об этом знает каждый по собственному опыту. За многие века существо­вания человеческой культуры выработался ряд правил поведения, способст­вующих взаимопонима­нию, позволяю­щих избежать ненужных конфликтов, натянутости в от­ноше­ниях. Эти правила называют ино­гда правилами хо­рошего тона, или правилами этикета. О них и го­ворится в книге.

Стрит ли, однако, писать о том, что всем известно? Вряд ли найдутся люди, которые не знают, что нужно здороваться и прощаться, что отношение к человеку ста­рому или незнакомому должно быть иным, нежели отно­шение к ровеснику или близкому приятелю.

Правила поведения имеют культурно-исторические особенности. Современный городской житель Европы счи­тает, что мужчина должен уступать дорогу женщине, пер­вым приходить на свидание. В семейной жизни современ­ная мораль требует равноправия. Иные отношения меж­ду мужчинами и женщинами в странах Вос­тока. Здесь в доме распоряжаются мужчины, женщины пропускают муж­чин вперед, уступают им дорогу, первыми приходят на свидание. В лирических песнях девушка за­видует по­другам, ждущим своих возлюб­ленных. Не менее любопыт­ны различия в оценке точности и пунктуальности. Англи­чане и американцы, на­пример, привыкли ценить время и рассчитывать его на несколько дней вперед. Опазды­вать к обеду на десять минут считается недопустимым. В Греции, на­против, приходить к обеду в точно назна­ченное время даже неприлично: хозяин может подумать, что вы пришли только для того, чтобы поесть. Благодаря углублению контактов между народами культурные раз­личия постепенно стираются. Но сейчас они еще очень велики. Поэтому, попадая в незнакомую страну, следует придерживаться тех правил вежливости, которые там при­няты. С из­менением условий жизни, с ростом образованно­сти и культуры некоторые нормы морали и пра­вила веж­ливости устаревают, уступают место новым. То, что счи­талось неприличным, становится обще­при­нятым. До пет­ровских нововведений за курение табака вырывали ноздри и отправляли в ссылку. Еще совсем недавно счита­лось неприличным для женщин ездить на велосипеде. До сих пор встре­чаются люди, которые возражают против того, чтобы женщины ходили в брюках. Но времена ме­няются, и даже закоренелые кон­серваторы вынуждены уступать требованиям жизни.

Этикет—это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть. Этикет нельзя заменить словами. Беседуя с иностранцем, иногда трудно бывает объяснить, как вы относитесь к нему и к тому, что он говорит. Но если вы владеете эти­кетом, ваше молчание, жесты, интона­ции будут красно­речивее слов. По внешней манере держаться за границей судят не только о человеке, но и о стране, которую он представляет.

До сих пор не устарела мысль, высказанная много лет назад великим просветителем эпохи Воз­рождения писателем Сервантесом: “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”.

2. Где зарождался этикет.

Англию и Францию называют обыкновенно "классическими странами этикета". Однако родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии господ­ствуют в обоих странах. О Германии и прочих странах Европы того времени можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Ев­ропы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время ,Англия, закончив одну войну вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гусситов, дворян­ство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабо­щена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей. Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

3. Понятие этикета, виды этикета.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатомдлительного по времени процесса становле­ния взаимоотношений между людьми.Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения,означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических сис­тем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополне­ния, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

- придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

- дипломатический этикет- правила поведения дипломатов и других официальных лиц при кон­тактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

- воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужа­щих во всех сферах их деятельности;

- общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых граж­данами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере сов­падают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается боль­шее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Нотребования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоя­тельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчи­вые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжела­тельность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.