Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу 1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800 г. В 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище). Школьная реформа 1804 года, не смотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос о женском образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного образования.
С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине 19 века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.[1,77-79]
В середине 19 века среднее женское образование пришло в полное противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские педагоги-демократы К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, её косность, узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.
Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по-прежнему средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей.
В 60-е годы 19 века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. Так в 1863 году во всех низших учебных заведениях обучалось 708018 мальчиков и 157833 девочек.
В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских женских гимназиях. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей в 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут. В 1896 году женщинам представилось право поступать в институты и университеты.
Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.[2,135-136]
Период царствования Екатерины Великой связан с созданием первых общественных воспитательно-образовательных учреждений для обучения национальных кадров домашних педагогов. В.О.Ключевский, рисуя исторический портрет Екатерины II, отмечал ее глубокий ум, целеустремленность, характер противоречивый, но полный «равновесия духа». «У Екатерины был один счастливый дар, производящий наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, умение быстро схватывать, обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решения... - все эти мелкие пружины, из деятельности которых слагается ежедневная житейская работа ума, Екатерина умела приводить в движение легко и ежеминутно, когда бы это не понадобилось, без заметного для зрителя усилия».[1,80]
2.1 ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ
Поняв, что без коренных преобразований не решить основных государственных задач, Екатерина II с решительностью и энтузиазмом берется за создание «новой породы людей».
Она открыла первое в России государственное учебное заведение для девушек из благородных семей. По образцу французского женского учебного заведения «Сен-Сира»,
5 мая 1764 г. в стенах Воскресенского монастыря по велению императрицы открывается Воспитательное общество благородных девиц. На территории монастыря при шведском владычестве размещался Смоляной двор, что впоследствии и повлияло на название нового учебного заведения - «Смольный институт благородных девиц».
Организация и содержание обучения и воспитания в институте представляют интерес, хотя они не лишены противоречий и ошибок. На примере «Смольного института» рассмотрим организацию педагогического процесса в первом государственном учебном заведении для девушек дворянского сословия.
Обучение в Смольном институте начиналось с 5-6 лет. За двенадцать лет учебы Уставом института предполагалось, что его воспитанницы в совершенстве усвоили:
1) знание законов;
2) все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости.
Внешняя организация быта была заимствована из французского закрытого женского учебного заведения «Сен-Сира», которым интересовался еще Петр I. Так же, как и в заведении госпожи Мэнтенон, возглавлявшей «Сен-Сир», воспитанницы разделялись на четыре возрастные группы:
- с 6 до 9,
- с 9 до 12,
- с 12 до 15,
- с 15 до 18 лет.
Воспитанницы каждой из возрастных групп носили платья определенного цвета. (В Сен-Сире принадлежность к той или иной возрастной группе определялась цветом ленты при одинаковом черном платье всех воспитанниц.). Воспитанницы 1-й возрастной группы носили платья кофейного цвета, 2-й - голубого, 3-й - серого, а выпускницы старших классов - белого, причем в обычные дни это было строгое камлотное платье, в воскресные и праздничные - нарядное, шелковое. Режим дня строго регламентировался: обучение сменялось прогулками на свежем воздухе, приемы пищи - играми «по склонностям и времени».
За каждой из четырех возрастных групп закреплялась надзирательница, постоянно находившаяся при детях и помогавшая учительницам, а в случае необходимости - заменявшая их. Кроме вопросов воспитания и обучения надзирательницы заботились о платье и белье воспитанниц и в системе управления имели преимущество перед учительницами. Восемнадцать монахинь, привезенных из Воскресенского монастыря, обучали девочек с 6 до 9 лет грамоте и ухаживали за больными воспитанницами.
В первое время надзирательницами и учительницами были в основном француженки. Штат преподавателей Смольного составляли: два учителя русского языка, три учителя иностранных языков, два танцмейстера, три учителя рисования, по два учителя вокальной и инструментальной музыки, географии, истории и геральдики, и один учитель по архитектуре.
По режиму и организации процесса обучения Смольный относился к высшему женскому учебному заведению ,1-го разряда закрытого типа. При поступлении от родителей и родственников требовалось заявление-обязательство по перепоручению опеки воспитанниц на весь срок обучения Воспитательному обществу. Уставом учебного заведения строго предписывалось ни под каким видом не требовать возвращения девушек в дома родителей до достижения ими 18 лет. Гостям и родственникам разрешалось посещать воспитанниц лишь в праздничные и специально определенные дни в присутствии начальницы. Такой режим не мог не сказаться на становлении личности юных девушек, смолянки были наивны в житейских вопросах и оторваны от проблем обыденной жизни.
Екатерина II поддерживала в стенах Смольного института благородный, аристократический дух. До 12 лет воспитанницы обеспечивались полным обслуживанием, и лишь с 12 лет они самостоятельно заботились о своих одежде и прическе. У смолянок воспитывали привычку к роскоши: скатерти в старших классах менялись к каждому приему пищи, подавались серебряные столовые приборы.
В младших классах (от 6 до 9 лет) девочек обучали русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, рукоделию, танцам и музыке. С 9 до 12 лет к вышеназванным предметам добавлялись география и история. С 12 до 15 лет, кроме чтения нравоучительных и исторических книг и продолжения курса других предметов, на уроках рукоделия девушек учили шить для себя платье и вязать чулки. Кроме того, воспитанницам давали знания и навыки в области стихосложения, архитектуры и геральдики, рисования, пения и игры на музыкальных инструментах, обучали умению поддержать салонную светскую беседу и принимать гостей. В последнем классе (с 15 до 18 лет) материал учебных предметов повторялся, а также добавлялись занятия, обучающие «вести экономию»: записывать расходы, производить расчеты и договариваться о поставках товаров.
В институте существовало и такое правило: начиная с 4 класса, две институтки каждый день, поочередно, давали уроки в младших классах для «заблаговременного навыка». Екатерина II с гордостью за своих воспитанниц писала Дидро: «Мы их воспитываем для того, чтобы они были отрадой семейств, в которые вступят».
Начиная с двух последних старших классов, девушки могли упражняться в навыках светского обхождения. Для этой цели по праздникам и воскресным дням в Смольный приезжали именитые гости, кавалеры, родственники. Воспитанницы давали концерты, ставили спектакли (пьесы для которых сочиняла сама государыня), и играли роль хозяек. Императрица Екатерина II лично участвовала в обучении девиц светским манерам, она часто посещала благородное отделение Воспитательного общества и поддерживала смолянок: любила разговаривать с ними, вела переписку, приглашала на балы. Подражая императрице, Смольный институт часто посещали великий князь Павел, члены царской семьи и иностранные гости.