В том же году при Императорском Санкт-Петербургском воспитательном доме только для девушек воспитательного дома открывается училище нянь, где изучаются специальные дисциплины: физиология, анатомия и педагогика с целью обучения выпускниц уходу за грудными детьми. Курс «детские болезни» давал практические навыки ухода за больным ребенком. Уроки пения, рукоделия, рисования и гимнастики помогали организовывать различные игры и занятия со старшими детьми. В младших классах практиковались и ночные дежурства, когда воспитанницы наблюдали за кормилицей и уходом за грудным ребенком. Летом, с июня по август, девушки выезжали для прохождения практики за город на дачу. За каждой закреплялся один ребенок с целью обеспечения ухода за ним, организации игр и его обучения. По окончании училища девушки получали звания русских нянь и дипломы двух разрядов (1 и 2). Выпускницам выплачивались 50 рублей, выдавалась одежда и обеспечивалось место няни в частном доме.
При первом выпуске дипломы нянь получили 20 человек, при последующих - 11 и 8; сокращалось и число учениц, получивших дипломы I разряда. Нянь выпускали больше, чем требовалось, и постепенно заявки на них вовсе перестали поступать. Оплата труда нянь была небольшой -10-12 рублей в месяц. Шесть лет после окончания девушками училища его начальство контролировало деятельность своих выпускниц-нянь в семьях. Затем их приписывали к мещанскому сословию. Если выпускница проработала не менее трех лет в звании няни и находилась еще под покровительством Императорского воспитательного дома, при замужестве ей выдавались 60 рублей.
Готовило русских гувернанток и домашних учительниц и Санкт-Петербургское реальное женское училище ведомства императрицы Марии Федоровны (впоследствии Сиротский институт).
Воспитанницы Санкт-Петербургского сиротского института обучались бесплатно, пансионерки -за счет частных лиц. Кроме основных предметов, большое внимание в нем уделялось практическим навыкам воспитательниц: здесь обучали кройке и шитью, кулинарии, огородничеству и садоводству. Для особо прилежных и проявивших успехи и способности были организованы педагогические классы, по окончании которых присваивалось звание «домашнего наставника» или «классной надзирательницы». Учебное заведение трудоустраивало выпускниц на более выгодные и хорошо оплачиваемые места.
В 1872 г. создаются первые учительские институты в Санкт-Петербурге, Москве, Тифлисе. Московское общество воспитательниц и учительниц открывает одногодичные педагогические курсы. Спустя 20 лет, в 1892 г. в учебный план курсов включают изучение логики, истории педагогики, психологии, естествознания и законоведения.
Однако высшее женское образование в конце XIX в. оставалось для женщин в России практически недоступным. В некоторых городах (Харькове, Киеве, Одессе) женщин допускали в качестве вольнослушательниц на отдельные факультеты университетов. Но эти факты скорее исключение из общего правила. Министр народного просвещения Д.А.Толстой считал, что «важнейшее воспитание и начальное образование детей не нуждается в университетских курсах». Еще Устав 1863 г. запрещал обучение женщин в университете. До 1872 г. возможность получить высшее образование могла быть реализована только за рубежом. Больше половины обучающихся в то время в университетах за границей женщин было из России. Высшие женские курсы давали возможность получить женщинам высшее образование в России. Профессора и преподаватели, представленные лучшими отечественными специалистами, поддерживали идеи доступности высшего образования для женщин, читали лекции для слушательниц безвозмездно. В 1869 г. в Санкт-Петербурге начинают работать Аларчинские курсы, годом позже - Владимирские и Лубянские курсы.
В 1872 г. в Москве создается первое в России учебное заведение для женщин с университетской программой Московские Высшие женские курсы профессора В.И.Гирье, где преподавали известные профессора Московского университета Н.С.Тихонравов, В.О.Ключевский, П.Г.Виноградов, В.И.Гирье и многие другие.
Лица, окончившие женские гимназии, институты, епархиальные училище и получившие аттестаты на звание «домашняя наставница» и «гувернантка», принимались на эти курсы без экзаменов. Остальные сдавали экзамены по русской и всеобщей истории и литературе. Для поступления необходимо было набрать пять баллов с дробью (дробь = 1/10 балла - за знание двух иностранных языков или за сдачу определенных экзаменов по курсу мужских гимназий). Плата за обучение - от 50 до 100 руб. в год - была доступна не всем слушательницам, и поэтому многим не удавалось завершить обучение. Посещение курсов разрешалось замужним женщинам лишь с позволения мужа. Первоначально курсы были двухгодичными, с 1874г. срок обучения увеличился до 3 лет. В 70-е годы XIX в. Высшие женские курсы открываются в Одессе, Казани, Киеве, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Тамбове. Однако отношение к высшему женскому образованию нельзя назвать однозначным. Так, в 1886 г., следуя традиционным взглядам на место женщин в обществе, Высшие женские курсы были объявлены несостоятельными и вскоре закрыты. И только в 1889-1990 гг. при поддержке прогрессивных общественных сил и демократического движения они возобновили свою работу. Но теперь прием на курсы осуществлялся по новым правилам: увеличение в 2 раза платы за обучение значительно уменьшило число слушательниц из средних сословий. Требование предъявлять свидетельство о доходах также изначально ориентировало на обучение состоятельных слушательниц. К 1905 г. в России насчитывалось более 30 различных Высших женских курсов (в основном педагогического и медицинского направления). До октября 1917 г. подготовка домашних педагогов в России осуществлялась в государственных, частных и религиозных учебных заведениях, а также на ВЖК.[2,163-168]
Так как после 1917 г. домашнее образование как вид частной педагогической деятельности было запрещено, то подготовка отечественных кадров воспитателей-гувернеров и домашних учителей приостановилась; возрождение системы домашнего образования стало возможным лишь с середины 90-х годов.
Системный педагогический анализ как самого социально-педагогического явления гувернерства, так и подготовки специалистов к этому виду образовательной деятельности в период XVIII - начала XX в. позволяет выявить специфические особенности домашнего педагога в условиях коренных преобразований в современной России.[1,110]
3. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ И ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «трудный», «переломный». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи в жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физиологического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований и в них появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми, способов социального взаимодействия с ними, интересов познавательной и учебной деятельности. Итак, взрослением называется фаза жизни, содержанием которой является переход к взрослому возрасту. Это сознательно взятое, очень широкое определение показывает, что только многомерное рассмотрение разнообразных проблем данного периода позволит получить о нем адекватное представление. Действительно, этот период сопровождается, как уже отмечалось рядом радикальных соматических изменений, он несет с собой многочисленные психические сдвиги, приводит иногда, к ожесточенным столкновениям с обществом и его институтами (родительский дом, школа, профессиональное сообщество и т.д.).
Половое созревание подразумевает биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций.
Взросление, напротив, в большей мере касается психологического совладания с собственным телесным и сексуальным созреванием, т.е. «приспособлением» ребенка к половому статусу. Следовательно, половое созревание охватывает в большей степени телесную, а взросление – психологическую сторону развития. Так как процессы телесного созревания в известной степени дают импульс всем последующим изменениям, половое созревание можно считать началом взросления.[8, 74-77]
3.1 ДЕВУШКИ В ПЕРИОД ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Любовь воспринимается подростками как атрибут взрослости. Они стремятся в эту долгожданную взрослость, рвутся к ней. Некоторые школьницы начинают мечтать о любви очень рано. Жажда освоить новую для них роль влюбленной и возлюбленной у некоторых школьниц столь велика, что они буквально придумывают себе любовь, конструируют се искусственно, развивают в своем воображении. Придуманное чувство они готовы принять за настоящее. Бывает, тайным объектом обожания становится учитель, или студент-практикант, или киноактер.
Известно, что у девочек раньше, чем у мальчиков, появляются сложные формы самосознания. Более активна их внутренняя жизнь, жизнь сердца. Мальчик еще шаловлив и проказлив, как ребенок, а девочка в том же возрасте уже способна к сопереживанию, состраданию. Она уже думает о том, каким будет ее возлюбленный, как сложатся взаимоотношения с ним. Она полна предчувствий и ожиданий, у нее начинает развиваться интуиция, которая у женщин значительно сильнее. Ей доступно понимание тонких движений души. Учителя заметили: когда они ведут подростков на спектакль по пьесе А.П. Чехова «Три сестры», мальчики порой хихикают в самых трагических моментах. Девочки же все понимают, и, если тоже не слушают, то лишь потому, что шумная реакция мальчиков мешает им глубже вникнуть в события, происходящие на сцене, в страдания чеховских героинь.