В статье 703 ГК РФ перечень работ, охватываемый подрядом, начинается с изготовления вещи. Обычно подразумевается изготовление одной определенной вещи: от пошива пальто и до постройки здания или моста через реку. Однако договор подряда может включать изготовление с последующей передачей некоторого числа одних и тех же изделий.
В последнем случае возникает вопрос: следует к такому договору применять нормы о подряде или о купле-продаже? Этот вопрос приобретает практическое значение потому, что нормы главы о подряде значительно отличаются от тех, которые относятся к главе о купле-продаже.
Отличие договора подряда от договора купли-продажи состоит в следующем. Во-первых, предметом договора подряда является выполнение индивидуально определенного задания, а предметом купли-продажи выступает имущество, характеризуемое родовыми признаками. Во-вторых, условия договора подряда направлены прежде всего на определение взаимоотношений сторон в процессе выполнения конкретных оговоренных работ, а при купле-продаже главное содержание договора составляет передача предмета договора другой стороне – покупателю.
Одним из признаков, которыми надо руководствоваться в данной ситуации, состоят в том, что продавец реализует товар, изготовленный из собственного материала, а подрядчик – как из своего, так и из давальческого. Однако обращаться к этому качественному признаку удается не всегда. Интерес в указанном смысле представляет решение, содержащееся в Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров, участником которой является и Россия как правопреемник. В пункте 1 статьи 3 конвенции предусмотрено, что договоры на поставку товаров, которые подлежат изготовлению или производству, считаются договорами купли-продажи при условии, если только сторона, заказавшая товары, не принимает на себя обязательства поставить существенную часть материалов, необходимых для изготовления или производства таких товаров[5]. Следовательно, если заказчик, то есть покупатель, заказав определенное количество изделий, берет на себя обязанность обеспечить изготовителя определенной частью необходимых материалов, квалификация договора зависит от объема этой части: является ли она существенной, и тогда налицо подряд, или несущественной, и тогда налицо купля-продажа.
Вместе с тем применительно к нашему внутреннему законодательству договорное регулирование подряда включает сам ход работ. В купле-продаже такого нет, поскольку договор определяет только результат работ, само производство вещи находится за пределами договора.
Договор подряда следует отличать от трудового договора. Разграничение трудового договора (контракта) и договора подряда имеет существенное практическое значение, поскольку трудовые права и обязанности, установленные трудовым законодательством, распространяются только на лицо, заключившее трудовой договор. По договору подряда гражданин сам организует и выполняет на свой риск соответствующее конкретное задание и получает вознаграждение за его конечный результат. При заключении трудового договора работник зачисляется в штат, постоянный состав, трудовой коллектив организации, соблюдает правила внутреннего распорядка и т.д. В подрядном договоре исполнитель юридически сохраняет положение самостоятельного хозяйственного субъекта, сам организует свой труд, а заказчик не в праве вмешиваться в его хозяйственную деятельность[6]. В отличие от договора подряда, по трудовому договору работник выполняет любую порученную ему работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку.
Трудовые отношения не сводятся к обязательствам имущественного характера, обмену имущественными ценностями, их предметом является неотделимая от личности человека способность к труду. В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Характерно, что к трудовым отношениям не применим принцип эквивалентности, то есть обмен равными ценностями поскольку не возможно полностью возместить работнику то, что он произвел[7].
Поскольку гражданские отношения регулируются совершенно иначе, чем трудовые, и они не связаны социальными гарантиями для работника и ограниченными для работодателя, очень важно практическое отличие договора подряда и трудового договора. В обоих случаях речь идет о выполняемой ими работе, направленной на достижение конкретного материального результата. При работе по трудовому договору работодатель в любом случае обязан оплачивать социальное страхование работника, а зачастую и его труд независимо от конечных результатов. По договору подряда заказчик оплачивает только конечный результат работы, который должен соответствовать условиям договора, а не несет иных имущественных обязанностей в отношении исполнитель. При этом на исполнителя ложится риск невозможности завершения работы и представления конечного результата по объективным причинам. В трудовых отношениях этот риск ложится на работодателя[8].
Итак, договор подряда имеет существенные отличия от трудового договора:
1. По договору подряда гражданин сам организует и выполняет конкретную работу, по трудовому – организация выполнения работы ложится на работодателя, работник лишь выполняет работу. Оплату труда работника не зависит от конечных результатов. В гражданско-правовых отношениях заказчик оплачивает только конечный результат работы.
2. В подрядных отношениях риск невозможности завершения работы и предоставления конечного результата по объективным причинам ложится на подрядчика, в трудовых отношениях этот риск ложится на работодателя.
Работа как предмет подряда охватывается общей, родовой категорией "деятельность", в которую включаются и иные виды деятельности - "услуги" и "труд". Поэтому, характеризуя подряд, его традиционно сравнивают с куплей-продажей, возмездным оказанием услуг, трудовым договором.
Называя, но не раскрывая понятия "работы" и "услуги", ГК тем самым не указывает и на легальные основания для их различий, предоставляя решение этого вопроса судам и ученым при толковании. Традиционно работы и услуги различают в зависимости от того, возникает или нет по их завершении материальный результат, который может существовать после того, как деятельность прекращена. М.И. Брагинский особо подчеркивает, что предмет договора подряда - не то, что "делалось", а то, что следовало "сделать"[9].
"Сделанное" и способное к передаче от подрядчика к заказчику после завершения работ отличает подряд от договора оказания услуг, где ценность деятельности заключается не в результате, способном к самостоятельному существованию после завершения работ, а в деятельности как таковой. Когда материальный результат все-таки есть, но передача его невозможна, речь может идти только об услугах, но не о работе. То же самое следует сказать и о результате, выраженном в форме нематериального блага - лечения заказчика, поддержания его здоровья. Несмотря на наличие у такого результата сугубо материальных признаков (поставленная пломба и др.), такие действия следует относить не к работам, а к услугам, поскольку передачи результата в содержании правоотношения нет.
Объективная близость работ и услуг как разновидностей деятельности, отсутствие легального критерия для их отграничения друг от друга создают трудность в классификации отдельных видов отношений в случае, когда необходимо оценить, относятся ли они к подряду или возмездному оказанию услуг. К примеру, изготовление и установка зубного протеза, несмотря на материальный характер результата (протез), будет охватываться понятием "медицинские услуги". В то же время, если протез изготавливается одним специалистом медицинского учреждения по отдельной квитанции, а устанавливается другим специалистом по другой квитанции, возникает вопрос: пойдет ли речь в данном случае о двух разных видах правоотношений, первое из которых - подряд, а второе - оказание услуг, или нет. Другой пример - аффинаж (деятельность специализированных предприятий по выделению золота и драгоценных металлов из лома и отходов, очистке и доведению сырья драгоценных металлов до качества, соответствующего установленным стандартам). Сырье, поступающее на аффинаж, - особый объект гражданского права, режим использования и оборота которого подчинен требованиям специального законодательства. Полученные в результате аффинажа металлы - другой объект гражданского права с иными физическими и химическими характеристиками, чем исходное сырье. При аффинаже сырье подвергается физической и химической обработке, существенно изменяются его свойства, по сути, аффинаж - производство драгоценных металлов, включая изготовление слитков с последующей передачей заказчику (ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях")[10]. Вместе с тем деятельность аффинажных предприятий квалифицирована законодателем как оказание услуг (ст. 20 Закона).
Сложность в квалификации того или иного вида деятельности в качестве подряда или услуг не всегда влечет негативные последствия. Это связано с тем, что к отношениям по оказанию услуг применяются нормы о договоре подряда, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из существа услуг (ст. 783 ГК). Однако между этими обязательствами существуют и серьезные различия, крайне существенные для практики, например, в последствиях одностороннего расторжения договора по инициативе заказчика. При возмездном оказании услуг заказчик, расторгая договор, возмещает исполнителю лишь фактически понесенные им расходы (п. 1 ст. 782 ГК), при договоре подряда заказчик возмещает подрядчику фактические расходы, стоимость фактически выполненных работ, а также часть убытков, вызванных отказом от исполнения обязательств (ст. 717 ГК).