2.3. Структура договорных связей по строительным подрядам
Понятием структуры договорных связей охватывается не только круг субъектов гражданского права, заключающих гражданско-правовые договоры, но и форма, а также система договоров, применяемая для их заключения и исполнения[[58]]. За усложнением гражданско-правового регулирования последовало усложнение структуры договорных связей.
На заключение и исполнение договора строительного подряда оказывают влияние не только коммерческие и некоммерческие потребности в тех или иных строительно-монтажных работах, но и применение связанных с ним договорных конструкций и форм. В современных социально-экономических условиях застройщик может и не быть подрядчиком, хотя принимает на себя обязанность передать заказчику объект недвижимости после выполнения определенного объема строительно-монтажных работ. Таким образом, складывается сложная договорная структура по обеспечению возведения и реконструкции объекта недвижимости, включающая в свой состав договорные формы, обеспечивающие собственно выполнение строительно-монтажных работ и взаимодействие участников строительства (инжиниринг, риэлторская деятельность, выпуск и обращение ипотечных ценных бумаг, организация финансовых потоков).
Статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается возможность участия в подрядных отношениях генерального подрядчика и субподрядчиков. Этим законодатель пытался придать данной норме общий характер, однако реально генеральные подрядчики и субподрядчики действуют в строительном комплексе Российской Федерации при возведении и реконструкции объектов недвижимости, и реже — в иных случаях выполнения подрядных работ.
На основании вышеназванной статьи допускается несколько вариантов структуры обязательственных связей в строительстве: генеральный подрядчик — субподрядчики (наиболее распространенная структура); генеральный подрядчик — субподрядчики — подсубподрядчики (данная структура встречается тогда, когда возводимые строительными организациями объекты отличаются техническими сложностями); 3) заказчик — специализированная строительная организация (наиболее сложный вариант, когда наряду с субподрядными договорами заключаются прямые договоры)[[59]].
Так как во всех представленных вариантах присутствует субподрядчик, гражданско-правовая доктрина уделяет большое внимание изучению правовой сущности субподрядных договоров.
По своей правовой природе договор субподряда является гражданско-правовым договором, а поскольку он связан с генеральным договором строительного подряда и создает некоторые предпосылки для исполнения последнего, стороны по договору субподряда обладают правами и несут обязанности не только имущественного, но и организационного характера.
Неприемлемыми представляются общие научные характеристики договорных отношений по строительным субподрядам. Определяющей является норма, регламентированная статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно части первой которой «если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика»[[60]]. Таким образом, речь идет об исполнении обязательств генподрядчика, а обязательствами генподрядчика в данном случае будут его обязанности перед заказчиком построить или реконструировать тот или иной объект недвижимости.
Сложившееся гражданско-правовое регулирование привлечения субподрядчиков к исполнению строительно-монтажных работ представляет собой не что иное, как частный случай возложения исполнения обязанностей на третьих лиц, предусмотренных статьей 313 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «при возложении должником исполнения обязательств на третьих лиц, кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом»[[61]].
Если субподрядчик предлагает за основного должника исполнение строительного подряда в полном объеме, кредитор по основному обязательству — генеральному договору строительного подряда не имеет права уклониться от принятия исполнения, и после принятия исполнения основной должник — генеральный подрядчик полностью освобождается от соответствующих обязанностей и ответственности[[62]]. Если третье лицо — субподрядчик предлагает частичное исполнение строительного подряда (монтажные или специальные работы), то у кредитора — заказчика по договору строительного подряда возникает право принять такое исполнение, так как в силу принципа надлежащего исполнения обязательств, обязательства должны исполняться в полном объеме, а не по частям[[63]]. Если же заказчик согласен принять исполнение договора в «частичном виде», то, естественно, генеральный подрядчик в соответствующей части освобождается от исполнения уже исполненных обязательств[[64]]. Следовательно, конструкция возложения исполнения обязательств на третьих лиц вполне применима для объяснения сущности субподрядных правоотношений.
В части 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что «генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда»[[65]].
Если допустить требования, связанные с исполнением генерального договора строительного подряда между субподрядчиком и заказчиком, то это, естественно, приведет к «размыванию» самой системы, неустойчивости структуры сложившихся договорных связей и к понижению организующей роли генерального подрядчика на строительной площадке.
Структура договорных связей по строительным подрядам усложняется при одновременном существовании субподрядных и прямых договоров. В соответствии с частью 4 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации «с согласия генерального подрядчика заказчик вправе заключить договоры на выполнение отдельных работ с другими лицами. В этом случае указанные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы непосредственно перед заказчиком»[[66]]. Такими лицами могут быть поставщики оборудования, специализированные строительно-монтажные организации. Так как система генерального подряда при заключении прямых договоров все-таки не действует в полном объеме, законодательство требует согласия генерального подрядчика, которое является односторонней сделкой и порождает проблемы юридического соучастия.
Между коммерческими и некоммерческими интересами подрядчика (исполнителя строительно-монтажных работ и связанных с ними услуг) и участника долевого строительства оказывается промежуточное звено — застройщик, имеющий собственные коммерческие интересы на том или ином рынке недвижимости. Данное обстоятельство способно деформировать процесс возведения и реконструкции недвижимости, что доказывается практикой создания и деятельности различных строительных и инвестиционных пирамид. Поэтому необходимы гражданско-правовые механизмы усиления воздействия участников долевого строительства (а в более широком смысле — непосредственных заказчиков строительно-монтажных работ и связанных с ними услуг) на коммерческие интересы и правовое положение подрядчиков (исполнителей строительных работ).
В сфере долевого строительства укрепление правового положения его участников видится в предоставлении дополнительных прав по отношению к застройщику и в наделении правами по отношению к непосредственным исполнителям строительных работ и взаимосвязанных услуг.
Проанализировав параграф в целом, можно сделать вывод:
Усложнение гражданско-правового регулирования повлекло за собой усложнение структуры договорных связей. Существуют несколько вариантов структуры обязательственных связей в строительстве: генеральный подрядчик — субподрядчики (наиболее распространенная структура); генеральный подрядчик — субподрядчики — подсубподрядчики (данная структура встречается тогда, когда возводимые строительными организациями объекты отличаются техническими сложностями); 3) заказчик — специализированная строительная организация (наиболее сложный вариант, когда наряду с субподрядными договорами заключаются прямые договоры).
Таким образом, проанализировав главу в целом, можно сделать вывод:
Выявление существенных условий договора строительного подряда необходимо не только для решения вопроса о его заключении, но и для установления применимого права. Существенными условиями данного договора являются условия о его предмете, цене и сроке. Форма договора строительного подряда в большинстве случаев письменная - документ составляется в виде единого документа, подписываемого сторонами договора – подрядчиком и заказчиком. Договор строительного подряда, как и любой гражданско-правовой договор, может изменяться и расторгаться по установленным законом и соглашением сторон основаниям и в предусмотренном порядке. Изменение объекта и цены, безусловно, влияющее на права и обязанности сторон, более распространено на практике, чем иные случаи. В процессе исполнения заключенного договора строительного подряда могут возникать вопросы по организации структуры договорных связей, которая весьма усложнилась с усилением гражданско-правового регулирования.