С принятием в 1963 г. новых гражданских кодексов союзных республик закончился этап становления института пожизненного содержания. Он характеризуется первыми воспоминаниями об этом договоре в нашем законодательстве, расширением отношений по пожизненному содержанию на практике, неоднозначным отношением к ним судебным органам, детальными исследованиями института пожизненного содержания учеными-юристами, которые значительно повлияли на включение его в новые гражданские кодексы. Детальное изучение работ юристов того времени может позволить также решить и ряд современных проблем.
1.2. Институт пожизненного содержания в законодательстве стран СНГ
На протяжении последнего десятилетия во всех странах СНГ были приняты новые гражданские кодексы, в которых сравнительно с советским периодом значительно изменилось отношение к институту пожизненного содержания. В связи с этим правильным будет проанализировать, как в этих государствах решали проблемы, связанные с этим институтом.
Прежде всего, следует отметить, что относительно института пожизненного содержания в законодательстве, страны СНГ, так же как и все другие в мире, можно поделить на два типа:
1) страны, в законодательстве которых не вспоминается договор пожизненного содержания (Азербайджан, Армения);
2) страны, в гражданских кодексах которых упомянутый договор регулируется как самостоятельный договорной тип. Сюда входят все остальные государства СНГ.
Относительно первого типа государств, то следует отметить, что, например, Гражданский кодекс Армении 1999 г. регулирует близкий к институту пожизненного содержания институт ренты. При этом в ст.577 этого акта указано, что договором ренты может быть предусмотрена выплата ренты передачей имущества, выполнением работ или предоставлением услуг, соответствующих по стоимости денежной сумме ренты. Хотя в этом законе и не вспоминается про договор пожизненного содержания, но он может возникать на практике и при этом регулироваться нормами про ренту, поскольку предоставление услуг может состоять в содержании или ухаживании за отчуждателем (получатель ренты).
Аналогичное положение содержится в ст.870 нового Гражданского кодекса Азербайджана. Поэтому в данном случае, так же как и в Армении, договор пожизненного содержания будет регулироваться нормами про ренту.
Анализируя законодательство стран второго типа, сначала нужно остановиться на Гражданском кодексе Российской федерации, в котором институту пожизненного содержания посвящены статьи 601-605. Российские юристы в основном рассматривают этот договор как разновидность пожизненной ренты.
Сравнивая российский и украинский институты пожизненного содержания, прежде всего, нужно обратить внимание на такие особенности российских правовых норм.
Во-первых, получатель ренты (отчуждатель) может передать в собственность плательщика ренты (приобретателя) только жилой дом, квартиру, земельный участок или другую недвижимость.
Во-вторых, размер общего объема содержания в месяц не может быть менее двух минимальных размеров оплаты труда, установленных законом.
В-третьих, договором пожизненного содержания может быть предусмотрена возможность замены содержания выплатой на протяжении жизни платежей в денежной форме.
В-четвертых, приобретатель имеет право отчуждать, заставлять, или другим способом отягощать недвижимое имущество, но только после соглашения с отчуждателем.
В-пятых, отчуждатель вправе требовать возврата недвижимого имущества или выплаты ему выкупной цены только при существенном нарушении плательщиком своих обязанностей.
Характеризируя эти изменения, следует напомнить, что основная проблема договора пожизненного содержания в советский период состояла в том, что нормы были сконструированы так, чтобы защитить отчуждателей, и последние достаточно часто злоупотребляли этим положением. Следует сказать, что Россия, первой среди стран СНГ, по-новому подошла к регулированию отношений относительно пожизненного содержания. И поэтому, в некоторых странах СНГ произошла рецепция российского института пожизненного содержания, причем это касается не только содержания норм, но и их структуры и порядка размещения. Такая ситуация наблюдалась в статьях 537-541 ГК Киргизстана 1998 г.; в статьях 572-576 ГК Белоруссии 1998 г.; и в статьях 535-539 ГК Казахстана 1999 г. Поэтому я не буду останавливаться на анализе договора пожизненного содержания в названых государствах.
Если рассмотреть ГК Таджикистана 1999 г., то следует сказать, что в институте пожизненного содержания этот кодекс полностью повторяет аналогичный институт российского ГК (смотреть выше), но имеет некие свои специфические нормы. Из них наибольший интерес представляет положение, согласно которому, стороны могут отказаться от договора пожизненного содержания, если вследствие нарушения договорных обязательств взаимоотношения сторон стали нетерпимыми или по другим существенным причинам чрезвычайно осложненное или невозможное продолжение договора. При этом переданное по договору имущество возвращается отчуждателю, а расходы плательщика ренты (приобретателя) не компенсируются, если договором не установлено другое.
Достаточно оригинально подошли к регулированию договора пожизненного содержания в Грузии. Этому вопросу посвящены статьи 941-950 ГК Грузии 1997 г. Прежде всего, обращает на себя конструкция статьи, которая дает определение договору пожизненного содержания. С ее анализа невозможно понять, относится этот договор к реальным или к консенсуальным. Кроме того, не определяется и имущество, которое может отчуждаться, и поэтому стороны сами определяют, какое имущество может отчуждаться и какую конструкцию договора (реальную или консенсуальную) выбрать. Следует обратить внимание и на другие особенности регулирования договора пожизненного содержания в ГК Грузии (такое же содержание и в новом ГК Таджикистана):
Во-первых, пожизненное содержание может быть установлено в денежном или натуральном виде.
Во-вторых, данная сделка заключается в простой письменной форме, а при отчуждении недвижимого имущества он должен быть нотариально заверенный.
В-третьих, приобретатель может отчуждать, заставлять или другим способом распоряжаться переданным ему имуществом, но только с письменного разрешения отчуждателя.
В-четвертых, предоставление пожизненного содержания может быть оспорено другими лицами, которые обладают законным правом на получение содержания от приобретателя, но не смогли его получить вследствие того, что кормилец (приобретатель) предоставляет пожизненное содержание.
В-пятых, стороны могут отказаться от договора пожизненного содержания, если вследствие нарушения договорных обязательств взаимоотношения сторон стали нетерпимыми, или по другим существенным причинам чрезвычайно утрудненное или невозможное продолжение договора.
Итак, как мы видим из всего вышесказанного, в странах СНГ по-разному подошли к регулированию института пожизненного содержания. Но если сравнивать этот институт в законодательстве этих государств, с соответствующим институтом в праве Украины, то можно прийти к выводу, что в нашем новом ГК этот вопрос урегулирован намного шире. В то же время, отдельные положения, учитывая международный опыт, возможно, следовало бы позаимствовать. Например, изменить нормы так, чтобы отчуждаться могло любое движимое и недвижимое имущество, и чтобы отчуждатель мог требовать расторжение договора пожизненного содержания только при существенном нарушении приобретателем своих обязанностей. Эти изменения, как мне кажется, только улучшат регулирование института пожизненного содержания и дадут возможность решения многих проблем.
Глава II Договор пожизненного содержания как таковой
2.1. Договор
Договором признается соглашение двух и больше лиц, которое направлено на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений.
Договор является одной из наиболее распространенных оснований возникновения обязательств. Договор является соглашением, но понятие "соглашение" шире от понятия "договор", соглашения могут быть односторонними, двусторонними и многосторонними. Т.е., любой договор всегда является соглашением, но не каждое соглашение является договором. Соответственно, на договора распространяются правила относительно условий действительности соглашений, оснований признания их недействительными и другие положения о соглашениях.
В современных условиях особенно выросшая рать договора как основной формы, в которой реализуются товарно-денежные отношения в обществе.
Рещающим моментом договора является согласие сторон.
Каждое лицо свободно в своем выборе заключать или не заключать договор. Лишь в порядке исключения, с целью обеспечения интересов государства, ее граждан, законодательство предусматривает возможность принудить того или другого субъекта заключить договор. Так, Закон Украины "О поставках продукции для государственных нужд" (22 декабря 1995 г.) в определенных случаях обязывает субъектов хозяйственной деятельности, любой формы собственности, заключить контракт на выполнение государственного заказа.
Поскольку договор является разновидностью соглашения, то классификация договоров может проводиться за теми же критериями, что и классификация соглашений (консенсуальные и реальные, возмездные и безвозмездные, абстрактные и каузальные и т.п.). Но договорам присущи и определенные особенности, которые предопределяют следующая их низменность.
Так, по правилам формирования содержания договора делятся на именные и безымянные. Именные договоры это те, которые имеют легальное название, представленные в ЦК Украины или в других нормативных актах, еще определяют их понятия, круг прав и обязанностей сторон (Закон Украины «О лизинге», Закон «Об аренде государственного и коммунального имущества»). Безымянные договора непосредственно законодательством не регулируются, но на практике сторонами применяются (агентский договор, франчайзинг, инжиниринг и т.д.).