Арго отличается от литературного языка специфической экспрессивностью и словарным составом в пределах тех или иных тематических групп лексики - названий разных видов преступлений, мест, где преступники отбывают наказание, карточных мастей, денег и т.п. В лексике арго отражаются понятия, необходимые для общения в преступном мире.
Любой уголовный жаргон, будь то российская "феня" или американский "флэш", является продуктом исключительного устного творчества; подобно своим носителям, он не признает никаких законов, поэтому одни и те же слова могут различаться и по написанию, и по смыслу, и по классификации (криминальный или обычный бытовой сленг).
Арго как явление семантически подвижное возникает и обновляется, как и обычный язык. Например: деловой - добывающий средства к жизни преступным путем; грузчик - лицо, взявшее на себя всю вину за совершенное преступление с целью выгородить других; балерина - сверло, используемое для вскрытия сейфа.
Отличительная особенность блатного языка - словесный камуфляж (переиначивание известных лексических единиц): орел - сердце, букет - набор статей УК.
Существует три главных источника формирования арготического словаря: неологизмы, заимствования и переосмысление.
Неологизмы создаются по существующим в языке моделям: передоз - чрезмерная доза наркотика; водило - шофер; хмелеуборочная - машина, доставляющая в вытрезвитель.
Заимствования имеют разное происхождение: хилять - идти (цыганск.); герла - девушка (англ.); вассер - осторожно (нем.) и т.п.
Переосмыслению подвергаются многие общеупотребительные слова, получающие особую экспрессивность: соловей - свисток милиционера; премия, радость - венерическая болезнь; кукла - подделка.
Арготический словарь отражает социально-негативные интересы и искаженные потребности, сформировавшие преступное поведение личности, свидетельствует о нравственно-психологическом облике преступников и о межличностных отношениях в пределах данной социальной группы.
В настоящее время функции "блата" изменились. Рост общей культуры - в том числе речевой - несомненно, сказался и на арго. Некоторая часть лексики тайного языка вышла из употребления, другую часть можно рассматривать уже не как специфические термины преступного мира, но как явления просторечия: общий язык включил эти слова в свой состав, изменив их стилистическую окраску. Кроме того, с течением времени определенная часть арготической лексики "рассекретилась": многие слова, бывшие ранее тайными, перестали таковыми быть и потеряли главное свое назначение - быть непонятными для посторонних.
Таким образом, изменилась главная - коммуникативная - функция арго. "Блат" перестал быть языком для посвященных, он уже не локализуется в узких социальных и профессиональных границах.
Также изменилась индикативная функция "блата". Далеко не всякий, кто его употребляет, тем самым принадлежит к уголовному миру или даже, не принадлежа к нему, хочет, однако, чтобы другие в это поверили.
Использование специфических слов и выражений в речи людей, не имеющих к преступному миру никакого отношения, можно объяснить интуитивным стремлением: а) избежать речевых штампов; б) обратить на себя внимание окружающих, выделить себя при помощи речи.
Чаще всего в наше время арготические слова и выражения используются подростками, причем отнюдь не профессиональными уголовниками. Особенно вторая причина характерна для употребления "блата" подростками, которым стремление к самоутверждению вообще свойственно в большей степени, чем взрослым. Следует также учитывать, что у подростков менее регламентирован выбор норм поведения.
Там, где взрослый имеет определенные стереотипы поведения и выражения, подросток их не имеет, там, где взрослый из опыта знает, как себя вести, знает нужное слово или выражение, подросток лишь смутно чувствует, что нужно употребить какое-то иное выражение или повести себя как-то по-другому. Это выражается нередко в отрицании общепринятых норм, в том числе и речевых. В таких случаях как бы возникает "норма наоборот" - "блат" воспринимается как заведомая "не норма".
Интересно, что подростки владеют "блатом" лучше, полнее и шире, чем взрослые правонарушители. Более того, закоренелые преступники нередко говорят на хорошем литературном языке, не используют арготические выражения и всячески их избегают, понимая, каков будет результат отражения в речи их принадлежности к преступному миру. Наряду с таким "негативным" употреблением "блата" следует учитывать, что в представлении подростков отсутствует отождествление арготических выражений с той деятельностью, которая в них фиксируется: арго для них практически бессодержательно или связывается с такими особенностями жизни преступного мира, которые привлекательны для этого возраста - "романтикой", силой и ловкостью, находчивостью в опасных ситуациях и т.д. Большую роль играет здесь то, что вообще любые арготические слова, выражения обладают очень яркой экспрессивной окраской и в этом смысле очень агрессивны: желая избежать обычности, стандартности речи и в то же время не владея другими речевыми средствами, люди используют "блатную музыку".
В целом необходимо иметь в виду, что, хотя употребление "блата" в наше время совершенно не означает принадлежности к преступному миру или связи с ним, в большинстве случаев его употребление вызвано объективными причинами и может повлечь за собой совершенно определенные нежелательные последствия. "Блат" - сигнал о возможности правонарушения, и его систематическое употребление не может не вызвать интерес юриста, занимающегося предупреждением преступности.
ВЫВОДЫ
1. Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых важнейших норм и правил: содержательность, логичность, доказательность, убедительность, ясность, понятность речи. Речь человека целиком раскрывает его личность, интеллект; это индикатор психологического состояния человека.
2. Этикет и речевой этикет - это принятые в том или ином обществе, кругу людей правила, нормы поведения, в том числе и речевого поведения (в соответствии с распределением социальных ролей в официальной и неофициальной обстановке общения), которые, с одной стороны, регулируют, а с другой стороны, обнаруживают, показывают взаимоотношения членов общества.
3. Арго возник как специальный язык преступного мира, выполнявший две функции: коммуникативную ("язык для посвященных", средство передачи информации, важной для данной группы) и индикативную (сигнализирует о принадлежности к преступному миру данного лица).
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1.Объяснитемеханизм возникновения следующих арготизмов:
акча, шалава, ухо давить, капуста, потащить на плаху, предбанник, шептун, шизик, капнуть на жало, дуборез, базар.
2.Объяснитесмысл следующих записок.
а) Игорь, в субботу подкатят колеса - калики и беленькие. Отстегни башли. Таня С.
б) Вези насос - нечем накачать колеса.
в) Трех пацанов мусора взяли с запалом на кобуре. Парятся в тигрятнике.
г) Иду на дальняк в крытую К.П.
д) Девочки, в камере наседка. Т.
3. Деловая игра. Конференция по теме "Культура речевого по-ведения и речевой этикет сотрудника ОВД". Выступите перед аудиторией с сообщением на одну из предложенных тем, примите участие в дискуссии.
Темы для сообщений:
1. Культура речи и ее компоненты.
2. Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения.
3. Арго как искусственно созданная лексика для общения деклассированных элементов.
4. Бранная речь и состояние сознания.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные требования, предъявляемые к речи сотрудника органов внутренних дел.
2. Раскройте понятие речевого этикета.
3. Расскажите об арго как искусственно созданной лексике для общения деклассированных элементов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность юристов многогранна: она имеет прямое отношение и к составлению различных документов, и к участию в прениях сторон на судебном процессе, и к пропаганде правовых знаний и т.д. Следовательно, для юриста профессионально значимо:
владение нормами русского литературного языка: нормами литературного произношения, нормами словообразования и образования форм слова, нормами построения словосочетаний и предложений, нормами употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
развитие умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Несомненно, без перечисленных знаний, умений и навыков невозможна качественная профессиональная деятельность юристов, поэтому необходимо постоянно тренировать свою врожденную языковую способность.
Литература:
1. Словарь трудностей русского языка. М., 1983.
2. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы). М., 1992.
3. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. Словарь-справочник. Л., 1973.