В соответствии с п. 2 ст. 572 Гражданского кодекса Республики Беларусь правовой режим договора пожизненного содержания с иждивением, помимо специальных норм, охватывает не противоречащие им положения, включенные в параграф, посвященный пожизненной ренте. Имеются в виду главным образом нормы, допускающие заключение договора в пользу третьего лица, а равно и третьих лиц (п. 2 ст. 567 Гражданского кодекса Республики Беларусь). В последнем случае речь идет о равенстве сокредиторов (получателей ренты), если иное не предусмотрено договором, о пропорциональном приращении долей в случае смерти одного из выгодоприобретателей и прекращении договора вследствие смерти последнего получателя ренты, о ничтожности договора в случае, когда к моменту его заключения получатель ренты уже умер.
Это же относится к предусмотренному ст. 568 Гражданского кодекса Республики Беларусь увеличению размера ренты, специальным правилам о расторжении договора по требованию получателя (ст. 570 Гражданского кодекса Республики Беларусь), а также к установлению порядка, при котором случайная гибель или случайное повреждение переданного под уплату ренты имущества не влияют на размер подлежащего выплате содержания (ст. 571 Гражданского кодекса Республики Беларусь). И для договора пожизненной ренты и для договора пожизненного содержания с иждивением установлен срок выплаты ренты (презюмируемый срок - помесячно) (ст. 569 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Несмотря на исполнение обязательства в натуре, в п. 2 ст. 573 Гражданского кодекса Республики Беларусь содержится требование об обязательном указании в договоре стоимости всего объема содержания с иждивением, то есть в течение всего срока действия договора. Однако законодатель не связывает с отсутствием этого условия никаких правовых последствий. Указанная величина носит весьма условный характер, так как на момент заключения договора невозможно рассчитать ни продолжительность жизни получателя ренты, ни размер минимальной заработной платы, а оценке подлежат определенные услуги и товары - продукты питания, одежда, лекарственные препараты, уход за больным и т.д. Определенной гарантией прав и плательщика, и получателя ренты является закрепление в законе нижнего предела ежемесячного объема содержания в размере не менее двукратного размера базовой величины, установленного законодательством (п. 2 ст. 573 Гражданского кодекса Республики Беларусь). При этом стороны в договоре вправе увеличить размер ежемесячного содержания в денежном выражении.
Срок действия договора пожизненного содержания с иждивением определяется периодом жизни получателя содержания. Периодичность предоставления содержания законом особо не оговаривается, поскольку решение вопроса зависит в конечном итоге от характера предоставляемых услуг. Если речь идет об обеспечении потребностей иждивенца в жилище, питании, уходе, то следует исходить из необходимости обеспечения нормальных естественных потребностей человека, если только стороны не оговорили специально эти вопросы в самом договоре.
Однако, независимо от вида предоставляемых получателю услуг и их количества в договоре пожизненного содержания с иждивением должна быть определена стоимость всего объема содержания с иждивением. Максимальный размер стоимостного выражения содержания законом не ограничивается, тогда как минимальный не может быть менее двукратного размера минимальной заработной платы, установленного законодательством. Предполагается, что "меньший объем содержания не обеспечивает целей договора, превращает его либо в притворный, прикрывающий другую сделку (например, дарение), либо в кабальный для получателя" [40, с.328]. Учитывая допустимость применения правил о пожизненной ренте, следует иметь в виду, что стоимость пожизненного содержания с иждивением пропорционально увеличивается с увеличением в установленном порядке размера минимальной заработной платы, как это предусмотрено ст. 299 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Гражданским кодексом Республики Беларусь не исключается возможность замены предоставления содержания в натуре периодическими денежными платежами в течение жизни гражданина. Такая замена по смыслу ст. 574 Гражданского кодекса Республики Беларусь допускается, если она предусмотрена договором пожизненного содержания с иждивением. При этом в договоре может быть предусмотрено, что правом требования такой замены наделяется только одна сторона (например, получатель содержания), либо и получатель, и плательщик.
Возможность замены предоставления содержания выплатой денежных сумм может быть обусловлена рядом дополнительных условий, которые должны быть оговорены в договоре, поскольку они могут иметь определяющее значение для оценки правомерности требований заинтересованной стороны в такой замене.
Отмеченные особенности рассматриваемого договора дали М.И. Бару основание использовать по отношению к нему термин "алиментирование" [35, с.343]. В определенной мере основания для такого вывода содержатся теперь в самой редакции действующего Семейного кодекса Республики Беларусь, который использует применительно к алиментным обязательствам понятие "содержание". Разумеется, между алиментными обязательствами в семейном праве и пожизненным содержанием в Гражданском кодексе Республики Беларусь есть и немало принципиальных различий, начиная с оснований возникновения соответствующих обязательств. Такими основаниями служат в первом случае - закон, а во втором - договор, к тому же еще построенный на возмездных началах. И все же идея алиментирования как таковая не чужда рассматриваемому договору.
Поскольку применительно к данной разновидности ренты установлен специальный режим, особо льготный для получателя, есть основания признать за плательщиком право требовать прекращения или изменения соответствующего договора (превращения его из договора пожизненного содержания с иждивением в договор пожизненной ренты), если будет доказано, что получатель ренты использует выплаченные суммы не по назначению, пренебрегая таким образом теми предпосылками, под влиянием которых соответствующий специальный режим был создан.
1.2 Договор пожизненного содержания с иждивением как подвид договора пожизненной ренты
Гражданский кодекс Республики Беларусь содержит главу 33 "Рента и пожизненное содержание с иждивением". Ее наименование, казалось бы, позволяет сделать вывод о признании законодателем каждого из указанных в названии главы договоров самостоятельным. Между тем в данном случае проводится наиболее распространенный для Гражданского кодекса принцип: независимо от своего наименования соответствующая глава раздела IV Гражданского кодекса Республики Беларусь в виде общего правила посвящается определенному договорному типу. Применительно к главе 33 таковым является договор ренты, а значит, договор пожизненного содержания с иждивением - это только его разновидность.
Подтверждением может служить наличие в рассматриваемой главе помимо трех специальных параграфов одного общего для выделенных в ней договоров. И хотя указанный параграф носит название "Общие положения о ренте и пожизненном содержании с иждивением", каждая из его статей включает указание на то, что она регулирует именно договор ренты. При этом ни в одной из статей указанного параграфа договор пожизненного содержания с иждивением особо не упоминается.
Выводу о признании пожизненного содержания с иждивением разновидностью ренты не противоречит и то, что наряду с ее общим определением (п. 1 ст. 554 Гражданского кодекса Республики Беларусь) также и параграф, посвященный пожизненному содержанию с иждивением (§ 4), включает определение этого последнего договора (п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Такое построение главы, в которой сосуществуют определения договорного типа и особо - его видов, весьма широко используется в Гражданском кодексе Республики Беларусь. Примером может служить глава 30 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в которую включены определения и самой купли-продажи как договорного типа, и общепризнанных разновидностей этого договора, в том числе таких, в названии которых указание на принадлежность к купле-продаже вообще не фигурирует. Имеются в виду определения договоров поставки товаров, государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, контрактации, энергоснабжения.
Наряду с договором пожизненного содержания с иждивением в главе 33 Гражданского кодекса Республики Беларусь выделены договоры постоянной и пожизненной ренты. По поводу соотношения между этими двумя договорами, с одной стороны, и договором пожизненного содержания с иждивением - с другой, в литературе высказаны прямо противоположные взгляды.
Ряд авторов признают все три договора самостоятельными видами договора ренты [23, с.12].
В то же время другие рассматривают постоянную, пожизненную ренту и пожизненное содержание с иждивением в качестве разновидностей договора ренты [10, с.144].
Интересной также представляется позиция А. Пахомова [30, с.119], придерживающегося того мнения, что пожизненная рента, которая может быть установлена на условиях пожизненного содержания с иждивением, и постоянная являются формами отчуждения имущества под выплату ренты.
Существует и четвертая точка зрения, согласно которой договоры постоянной и пожизненной ренты являются видами договора ренты, а договор пожизненного содержания с иждивением рассматривается в качестве разновидности (подвида) договора пожизненной ренты [19, с.10].
Представляется, что более правильной является последняя точка зрения. Такой вывод следует прежде всего из п. 2 ст. 554 Гражданского кодекса Республики Беларусь, где говорится, что по договору ренты допускается установление обязанности выплачивать ренту бессрочно (постоянная рента) или на срок жизни получателя ренты (пожизненная рента). При этом прямо предусмотрено, что пожизненная рента может быть установлена на условиях пожизненного содержания гражданина с иждивением.