Заключение данного договора крайне важно прежде всего для субъектов предпринимательской деятельности по той причине, что гражданское законодательство не содержит общих положений, регулирующих имущественные отношения между поверенным и его заместителем в случае передоверия. Несмотря на происходящее при передоверии в отношении имеющегося поручения одновременное фактическое замещение поверенным доверителя, а заместителем - поверенного, отношения, складывающиеся между поверенным и заместителем, нельзя квалифицировать в качестве договора поручения, так как заместитель совершает юридические действия не от имени поверенного. Указанное замещение нельзя рассматривать как замену стороны в обязательстве или в договоре в целом. Договор поручения сохраняет свою силу с прежними участниками. К такому замещению невозможно применить положения гл. 50 ГК о действии в чужом интересе без поручения, так как юридические действия, являющиеся предметом поручения, изначально определены. К требованию заместителя о компенсации произведенных им расходов нельзя также применить положения ГК о неосновательном обогащении или сбережении поверенным имущества, предоставленного последнему доверителем для исполнения данного поручения.
Кроме того, несмотря на то что необходимое для договора поручения условие о его предмете прямо выражено в производной доверенности, сама доверенность не может считаться офертой, т.е. предложением заключить договор, сделанным поверенным, а совершение заместителем соответствующих действий по принятию этой доверенности и исполнению поручения не может считаться акцептом путем совершения конклюдентных действий по смыслу п. 3 ст. 438 ГК, свидетельствующих о заключении договора в надлежащей форме, с применением к нему общих правил, регулирующих обязательственные отношения, возникающие в том числе из договоров, в частности о размере и сроках вознаграждения заместителя.
С момента выдачи заместителю производной доверенности на него распространяются все положения гл. 10 ГК, регулирующие права и обязанности лица, которому выдана доверенность. Однако в случае заключения заместителем с поверенным упомянутого договора об исполнении заместителем поручения доверителя к отношениям сторон по этому договору будут применимы и положения гл. 49 ГК, регулирующие отношения по договору поручения, в силу аналогии закона, предусмотренной п. 1 ст. 6 ГК.
2.2 Прекращение договора
Фидуциарный (лично-доверительный) характер договора поручения проявляется, в частности, и в установленных законом основаниях и правовых последствиях его досрочного прекращения. Прежде всего это относится к случаям прекращения договора поручения вследствие отмены поручения доверителем и отказа поверенного от исполнения поручения. Пунктом 2 ст. 977 ГК установлена императивная норма, согласно которой доверитель вправе отменить поручение, а поверенный - отказаться от него во всякое время. Соглашение об отказе от этого права ничтожно. Вполне естественно, что применительно к отношениям сторон по договору поручения указанная норма дублирует положения п. 2 ст. 188 ГК, предусматривающие, что лицо, выдавшее доверенность, может во всякое время отменить доверенность или передоверие, а лицо, которому доверенность выдана, - отказаться от нее, и устанавливающие ничтожность соглашения об отказе от этих прав. По закрепленному п. п. 2 и 3 ст. 978 ГК общему правилу отмена доверителем поручения и отказ поверенного от его исполнения не являются основанием для возмещения убытков, причиненных соответствующей другой стороне прекращением договора поручения. Исключение из этого правила составляют случаи отказа поверенного в условиях, когда доверитель лишен возможности иначе обеспечить свои интересы, а также если в результате отказа от исполнения поручения или его отмены был прекращен договор поручения, предусматривавший действия поверенного в качестве коммерческого представителя.
Юридическим лицам, в том числе коммерческим организациям, следует учитывать, что одним из оснований для досрочного прекращения доверенности и, как следствие, договора поручения ст. 188 ГК прямо установлены случаи прекращения юридического лица, от имени которого выдана доверенность, или юридического лица, которому выдана доверенность. При этом во втором случае на ликвидаторе юридического лица, являющегося поверенным в заключенном договоре поручения, лежит обязанность известить доверителя о прекращении договора поручения и принять меры, необходимые для охраны имущества доверителя, в частности сохранить его вещи и документы, и затем передать это имущество доверителю. Указанные положения закона, имеющие своим следствием досрочное прекращение договора поручения в связи с прекращением одной из его сторон, являющейся юридическим лицом, полностью распространяются и на те случаи, когда такой стороной является индивидуальный предприниматель. Доверенность, выданная индивидуальным предпринимателем, а также заключенный им договор поручения прекращаются в случае утраты этим лицом статуса индивидуального предпринимателя по любым причинам.
Общим правовым последствием досрочного прекращения договора поручения является обязанность доверителя возместить поверенному понесенные при исполнении поручения издержки, а когда поверенному причиталось вознаграждение, также уплатить ему вознаграждение соразмерно выполненной им работе. Это правило не применяется к исполнению поверенным поручения после того, как он узнал или должен был узнать о прекращении поручения. Досрочное прекращение договора поручения влечет для поверенного необходимость незамедлительного исполнения обязанности по возврату доверителю доверенности, представлению ему соответствующей отчетности, а также возврата имущества, не использованного им в целях исполнения поручения до момента, когда ему стало известно о прекращении договора.
В случае досрочного прекращения договора вследствие отмены доверенности на доверителе лежат обязанности по извещению о такой отмене как поверенного, так и известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми была выдана доверенность. Права и обязанности, возникшие у доверителя в результате действий поверенного, совершенных до того, как последний узнал об отмене доверенности, сохраняют силу для доверителя в отношении третьих лиц. Однако это правило не применяется, если соответствующее третье лицо заранее знало о совершенной отмене доверенности.
Лично-доверительным характером отношений сторон по договору поручения обусловлены правовые последствия, возникающие в результате совершения поверенным такого важного вида юридических действий, как заключение сделки, в случае если на это он не был уполномочен. В соответствии со ст. 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. При этом последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.
Посредством установления данных последствий заключения сделки неуполномоченным лицом законодатель, с одной стороны, поддерживает нормальное функционирование гражданского оборота на случай возникновения непредвиденных для сторон договора поручения ситуаций, а с другой стороны, обеспечивает исполнение поверенным данного ему поручения в точном соответствии с полномочиями, предоставленными доверителем.
В отношениях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нередко возникают ситуации, когда поверенному необходимо в срочном порядке не только отступить от указаний доверителя, но и существенно превысить имеющиеся у него полномочия, а именно заключить сделку, которая по своему предмету, иным условиям, субъекту и т.п. не предусмотрена договором и выданной доверенностью. При этом, несмотря на имеющееся у поверенного предварительное согласие доверителя на заключение такой сделки, своевременное получение от доверителя дополнительно необходимых полномочий, оформленных надлежащим образом, зачастую невозможно. Такая же ситуация имеет место, когда договор поручения уже заключен, например посредством электронных средств связи, однако сама доверенность поверенным еще не получена. В этих случаях поверенный, заключая соответствующую сделку с третьим лицом, рассчитывает на ее последующее прямое одобрение доверителем, в результате которого все права и обязанности по заключенной сделке считаются возникшими у доверителя.
Вместе с тем с момента заключения рассматриваемой сделки поверенный несет риск ее последующего неодобрения доверителем, в связи с чем достигается обеспеченность интереса доверителя в том, что заключаемая поверенным сделка будет совершена в точном соответствии с предварительной договоренностью. Законодательным распределением данного риска обеспечивается надлежащее исполнение поверенным договора поручения в целом. В случае необоснованного превышения имеющихся полномочий все права и обязанности по сделкам, заключенным в результате такого превышения, считаются возникшими у поверенного. Сами по себе эти правовые последствия нельзя считать установленной законом мерой ответственности поверенного по договору поручения, поскольку существует вероятность надлежащего исполнения такой сделки поверенным от своего имени и без убытков для себя. Однако имущественный результат, на получение которого направлено исполнение этой сделки, как правило, не совпадает с интересами поверенного и он вынужден отказаться от ее исполнения, принимая на себя, таким образом, риск ответственности за такой отказ перед третьим лицом, с которым сделка была заключена.