Свобода, стало быть, заключается не в индивидуальном самопроизволении, свобода - это элемент самой природы, разновидность природной необходимости. Соответственно и понятия добра и зла наполняются Спинозой новым содержанием - это понятия, отражающие аффекты радости и печали, благодаря которым, если они познаны, человек получает возможность соотносить свои деяния с законами природы и, освободившись от рабства, возвышаться к совершенству. В этом в тенденции и состоит блаженство.
Это положение Спинозы заслуживает внимания: он настаивает на необходимости обуздания аффектов. Однако речь идет о «слепых», т.е. не познанных разумом аффектах. Положительные аффекты, тем более познанные, оказываются мощной силой противостояния «слепым» аффектам; только посредством аффектов можно укротить аффекты.
Как в определении добра и зла, в определении блаженства Спиноза высказывает в последней теореме трактата сентенцию, кажущуюся парадоксальной подверженному тирании долга уму: «Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель; и мы наслаждаемся им не потому, что обуздываем свои страсти, но, наоборот, вследствие того, что мы наслаждаемся им, мы в состоянии обуздывать свои страсти».
Как же получается, что блаженство - не награда за добродетель, т.е. за обузданность страстей, в то время как только в обуздании своих страстей человек достигает блаженства? В ответе на этот вопрос заключается центральная идея учения Спинозы о совершенствовании. Человек приближается к блаженству на пути познания Бога. Причем это не сухая исследовательская работа, но эмоционально насыщенная и страстная любовно-интеллектуальная устремленность к Божеству. Он продвигается по пути познания обуреваемый желанием соединения с истиной. Чем более приближается он к ней, тем сильнее его способность контролировать свои аффекты и управлять ими с помощью разума. Поэтому в процессе познания происходит и нравственное возвышение человека.
Заключение
В результате проведенных нами исследований, мы сделали следующие выводы по поставленным нами задачам и целям: 1) Б. Спиноза почти всю свою жизнь посвятил изучению точных наук, поэтому вся его философско - этическая система пропитана рациональным, математическим подходом к проблемам, даже таким несколько далеким от рационального, как нравственные процессы в человеке. Однако на такой специфический подход оказали влияние не только научные интересы мыслителя, но и современники- великие рационалисты и материалисты: Рене Декарт, Томас Гоббс, Джордано Бруно, Маймонид.
2) Аффект можно победить только с помощью другого аффекта и что тот единственный аффект, который способен преодолеть аффекты страсти, есть духовная или интеллектуальная любовь человеческой души к своей собственной вечной основе. Этот аффект есть выражение соучастия души в любви Бога к Себе. Поэтому «Мужество быть» есть высшая добродетель потому, что оно есть соучастие в самоутверждении самого бытия.
3) Каждый человек в своей сущности выражает божественную природу; так что добродетельному, т.е. познавшему свою собственную сущность, достаточно в отношении с другими делать то, что он сам предпочитает: тем самым он будет содействовать и благу других и противостоять злу.
4) Свобода заключается не в индивидуальном самопроизволении, свобода - это элемент самой природы, разновидность природной необходимости. И через познание добра и зла, как понятий отражающих аффекты радости и печали человек получает возможность соотносить свои деяния с законами природы и, освободившись от рабства, возвышаться к совершенству.
В заключение отметим, что как бы ни была грандиозна философская система Спинозы, развернутая в «Этике», раскрываемая его этикой моральная жизнь человека одномерна, даже, проста. Человек самой природой оказывается предназначенным добродетели и блаженству. Его задачей оказывается не оступиться и достойно пройти заданный ему путь. Отрицая свободу воли по причине отсутствия самого предмета свободы, Спиноза проявляет удивительную нечуткость к действительному драматизму и противоречивости моральной жизни человека. Неразумие - вот единственная причина человеческой порочности; столкновения интересов как реальный источник коммуникативных и гражданских коллизий не были приняты им во внимание.
Литература
1. Спиноза Б. Этика. М.: Изд-во «АСТ», 2001.
Тиллих. П.Избранное. М.: Изд-во «Юрист», 1995 //[ Электронный ресурс webmaster@psylib.kiev.ua]
2. Беленький М. Спиноза. Серия: Жизнь замечательных людей.Вып.12 (387) М.: Молодая гвардия. 1964.//[Электонный ресурс www Alib.ru]
3. Гусейнов А.А. История этических учений. М.: 2003 // [ Электонный ресурс www.gumer.ru]
4. Диттес Ф. Критические этюды о нравственной философии Спинозы. СПб.: 2003.
5. Кечекьян С. Ф. Этическое миросозерцание Спинозы. М.: 2001.
6. Луппол И. К. Бенедикт Спиноза. М.: 1999
7. Майданский А. Д. Геометрический порядок доказательства и логический метод в «Этике» Спинозы // Вопросы философии. М., 1999. № 11.
8. Маньковский Л. А. Спиноза и материализм. М., 2000.
9. Соколов В.В., Спиноза.- М.: Мысль, 1973. // [Электронный ресурс http://dic.academic.ru ]
10.Новейший философский словарь//[Электронный ресурс www.slovopedia.com]
11. Еврейская энциклопедия // [Электронный ресурс www.mirknig.com/knigi]
[1] Еврейская энциклопедия // [Электронный ресурс www.mirknig.com/knigi]
[2] Соколов В.В., Спиноза.- М.: Мысль, 1973. // [Электронный ресурс http://dic.academic.ru ]
[3] Новейший философский словарь//[Электронный ресурс www.slovopedia.com]
[4] Спиноза Б. Этика. Гл. 1, Схолия II, теорема 8. М.: Изд-во «АСТ», 2001.- С. 9
[5] Там же.- С. 560
[6] Там же.- С. 597-598
[7] Тиллих. П.Избранное. М.: Изд-во «Юрист», 1995 //[ Электронный ресурс webmaster@psylib.kiev.ua]
[8] Спиноза Б. Этика. М.: Изд-во «АСТ», 2001
[9] Там же.- С. 550
[10] Тиллих. П.Избранное. М.: Изд-во «Юрист», 1995 //[ Электронный ресурс webmaster@psylib.kiev.ua]
[11] Спиноза Б. Этика. М.: Изд-во «АСТ», 2001.- С. 560
[12] Спиноза Б. Этика. М.: Изд-во «АСТ», 2001.- С. 598
[13] Тиллих. П.Избранное. М.: Изд-во «Юрист», 1995 //[ Электронный ресурс webmaster@psylib.kiev.ua]
[14] Беленький М. Спиноза. Серия: Жизнь замечательных людей.Вып.12 (387) М.: Молодая гвардия, 1964.- [Электонный ресурс wwwAlib.ru]
[15] Спиноза Б. Этика. М.: Изд-во «АСТ», 2001.- 564
[16] Там же.- С. 524
[17] Там же.- С. 464
[18] Гусейнов А.А. История этических учений. М.: 2003 // [ Электонный ресурс www.gumer.ru]
[19] Спиноза Б. Этика. М.: Изд-во «АСТ», 2001.- С. 543