Из указанных общих правил существует исключение, предусмотренное п. 3 ст. 972 ГК. Поверенный, действующий в качестве коммерческого представителя, вправе в порядке ст. 359 ГК удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче доверителю, в обеспечение своих требований по договору поручения. К такого рода требованиям относится право поверенного на вознаграждение и на возмещение понесенных при выполнении поручения издержек. Удерживаться поверенным могут не все оказавшиеся у него в связи с исполнением поручения вещи, а только те, которые по условиям обязательства должны быть переданы доверителю. Если вещи предназначены для вручения третьим лицам, их удержание не допускается. Поверенный вправе удерживать указанное имущество до фактического исполнения доверителем обязанностей. Если услуги и издержки поверенного не будут оплачены, он вправе удовлетворить имеющиеся у него требования из стоимости удерживаемой вещи в том же порядке, какой предусмотрен для удовлетворения требований, обеспеченных залогом (ст. 348 - 350 ГК).
По исполнении поручения или прекращении договора поручения до его исполнения поверенный обязан без промедления возвратить доверителю доверенность, срок действия которой не истек, с тем, чтобы исключить возможность ее дальнейшего неправомерного использования (ст. 974 ГК).
Доверитель, в свою очередь, обязан уполномочить поверенного на совершение предусмотренных договором поручения юридических действий, т.е. обеспечить ему реальную возможность действовать от своего имени. Эта обязанность исполняется посредством выдачи поверенному доверенности, определяющей объем его полномочий (п. 1 ст. 975 ГК). Доверенность адресуется третьим лицам, с которыми предполагается совершение сделок, как документальное подтверждение наличия у поверенного прав совершить определенные юридические действия от чужого имени и должна быть им предъявлена либо поверенным, либо доверителем (п. 1 ст. 185 ГК). В этой связи рассматриваемая обязанность может исполняться доверителем двумя способами: посредством вручения доверенности поверенному или путем оформления доверенности на имя поверенного и представления ее третьему лицу, если оно заранее известно.
Обязанность по выдаче доверенности не возлагается на доверителя, если полномочие поверенного явствует из обстановки, в которой он действует.
В любом договоре поручения у доверителя имеется обязанность принять от поверенного все исполненное в соответствии с договором (п. 3 ст. 975 ГК). В частности, доверитель должен принять денежные средства, вещи, документы, которые были получены поверенным от третьих лиц в связи с совершением порученных действий. Данная обязанность должна исполняться доверителем без промедления. В случае его отказа от принятия предложенного поверенным надлежащего исполнения наступают правовые последствия просрочки кредитора (ст. 406 ГК). Однако если исполнение произведено поверенным с отступлением от договора или последующих указаний доверителя, когда отсутствовали условия, при которых такие отступления допускаются, доверитель вправе отказаться от принятия исполненного.
На доверителя возлагаются также обязанности по обеспечению поверенного необходимыми для исполнения поручения средствами и по возмещению понесенных им издержек, если договором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 975 ГК). Наличие у доверителя таких обязанностей обусловлено тем, что поверенный, исполняя поручение, действует не только от имени доверителя, но и за его счет.
Обеспечение поверенного средствами, необходимыми для осуществления им порученных действий, предполагает, что доверителем заранее компенсируются все потенциальные расходы поверенного в целях исполнения договора поручения. Предварительно возмещаются не все возможные расходы поверенного, а только необходимые, т.е. без которых поверенный не имеет реальной возможности исполнить поручение в соответствии с указаниями доверителя. Размер денежных средств, подлежащих передаче поверенному, зависит от суммы предстоящих расходов и может определяться в договоре. При отсутствии в договоре соответствующего условия поверенный, установивший в ходе исполнения поручения необходимость каких-то расходов, вправе потребовать от доверителя передачи ему денежных средств в соответствующем размере. В договоре могут определяться сроки предоставления поверенному такого денежного обеспечения.
Обязанность возмещать поверенному понесенные им издержки обычно имеется у доверителя, когда предварительное денежное обеспечение поверенному не предоставлялось либо фактические расходы превысили размер обеспечения. В таких ситуациях поверенный выполнял порученные действия за свой счет, и понесенные им расходы должны быть возмещены доверителем. При этом доверителем компенсируются не любые издержки, а только те, без которых поручение не могло быть выполнено на предусмотренных договором условиях.
Если договор поручения возмездный, доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение (п. 4 ст. 975 ГК). Как отмечалось, договор признается возмездным и соответственно на доверителя возлагается обязанность по оплате услуг поверенного, если это прямо предусмотрено законом, иными правовыми актами или самим договором. Напротив, когда договор поручения связан с предпринимательской деятельностью хотя бы одной из его сторон, у доверителя возникает обязанность по выплате поверенному вознаграждения, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 972 ГК). Размер причитающегося поверенному вознаграждения и порядок его уплаты определяются соглашением сторон. При отсутствии в возмездном договоре соответствующих условий вознаграждение выплачивается после надлежащего исполнения поверенным порученных действий в размере цены, обычно взимаемой при сравнимых обстоятельствах за аналогичные услуги.
8. Обязательство, возникающее из договора поручения, может быть прекращено как по общим основаниям, предусмотренным гл. 26 ГК, так и по специальным, закрепленным в п. 1 ст. 977 ГК. Такие особые основания установлены с учетом лично-доверительного характера возникающих из договора отношений и ситуаций, при которых доверие между поверенным и доверителем в ходе выполнения поручения может быть утрачено или возникнет объективная невозможность их личного участия в исполнении договора.
В исключение из общих правил договор поручения может быть во всякое время прекращен по инициативе одной из сторон: доверитель вправе отменить данное поверенному поручение, а поверенный - отказаться от него. Причины, которые побудили ту или иную сторону прекратить договор, в данном случае значения не имеют, а потому отмена поручения доверителем и отказ от него поверенного возможны в любое время в течение срока действия договора и не нуждаются в каком-либо обосновании. Норма, устанавливающая право доверителя и поверенного на одностороннее прекращение договора поручения, имеет императивный характер и не может быть изменена по их воле. Любые соглашения об отказе сторон договора от прав на его прекращение ничтожны (п. 2 ст. 977 ГК).
Так как односторонний отказ от исполнения договора поручения признается действием правомерным, то по общему правилу ни поверенный, ни доверитель не имеют возможности требовать друг от друга возмещения убытков, причиненных прекращением договора. Вместе с тем из данного правила существует исключение, поскольку жизненные обстоятельства, в которых стороны отказываются от договора, могут быть различны. К примеру, если в момент отказа поверенного от исполнения поручения по продаже скоропортящегося товара доверитель находится на стационарном лечении или в длительной командировке, он явно не в состоянии самостоятельно реализовать этот товар, не имеет он и реальной возможности поручить его продажу другому лицу. Естественно, прекращение договора повлечет для доверителя неблагоприятные последствия, но в отличие от других случаев предотвратить эти последствия или хотя бы уменьшить их масштаб он не может. При ситуациях, когда доверитель лишен возможности иначе обеспечить свои интересы, поверенный, отказывающийся от исполнения поручения, обязан возместить ему все понесенные вследствие прекращения договора убытки (п. 3 ст. 978 ГК).
Особые правила установлены для одностороннего расторжения договора поручения, оформляющего отношения коммерческого представительства. Это связано с тем, что такой договор применяется исключительно в сфере предпринимательской деятельности, участники которой преследуют цели извлечения прибыли, а потому материальные потери сторон вследствие его досрочного расторжения могут быть весьма существенны. Кроме того, лично-доверительный характер присущ такому договору в меньшей мере, соответственно, и вероятность того, что причиной одностороннего отказа от договора станет утрата доверия к контрагенту, незначительна. По указанным причинам сторона, отказывающаяся от договора поручения, предусматривающего действия поверенного в качестве коммерческого представителя, обязана уведомить другую сторону о намерении прекратить договорные отношения. Соответствующая информация должна быть доведена до сведения контрагента не позднее 30 дней до даты предполагаемого прекращения договора. Данное правило носит диспозитивный характер, в связи с чем в договоре может быть предусмотрен иной срок извещения, однако по сравнению с законным он должен быть более длительным. Исключение из этих правил составляет случай, когда договор прекращается по инициативе доверителя в связи с реорганизацией юридического лица, выступающего коммерческим представителем. При таких условиях доверитель вправе отменить поручение без предварительного уведомления поверенного об этом (п. 3 ст. 977 ГК).