Смекни!
smekni.com

Почему я должен быть моральным (стр. 2 из 2)

Существует эгоизм в широком понимании этого слова, тот эгоизм, к которому мы привыкли в будничной жизни. Вся так называемая "аморальность" лежит именно на его счету, так как эта форма эгоизма пользуется всеми имеющимися средствами для достижения собственной пользы в ситуациях локальных и повседневных. Эгоизм первого рода "видит" только кратчайший путь к цели, но это не всегда является полезным в деле ее достижения. Он толкает человека к конфликту с обществом.

Но есть иной эгоизм, более высокого рода, и именно его автор видит двигателем жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом. При этом кое-кому придет в голову, которая здесь имеет место противоречия "я" отдельного и "я" общественного. Но в данном случае речь идет о том, что все чувства человека, все его высокие стремления, поиск новых знаний и даже самой истины является ничем другим, как более сложной формой всё того же эгоизма.

И разве не стал инстинкт личного самосохранения причиной появления и развития общества как такого? Не лежит ли в корнях научно-технического прогресса в том числе и обычная человеческая лень, выраженная в виде эгоистичного желания переложить на «плечи» машин тяжелый или монотонный труд? Не имеют ли любовь, милосердие и прочие подобные чувства тех же самых эгоистических корней (золотое правило практически всех религий гласит — не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой — то есть выводит мораль из сугубо эгоистических интересов)?

Итак, мы можем видеть, что исходные вопросы «Почему я должен быть моральным» и «Почему я не должен быть эгоистом» не имеют однозначных ответов. И не только потому, что сами характеристики морального не являются постоянными и незыблемыми, а изменяются вместе с развитием того или иного человеческого общества; и не только потому, что некоторые формы эгоизма может служить интересам общества ничуть не меньше, чем альтруизм.

Дело по существу все-таки в том, что со стороны общества будет эгоистично ставить всегда и во всем свои нужды выше нужд отдельных людей, а также в том, что эгоистические интересы конкретных людей могут лучше всего воплощаться в жизнь альтруистическими и моральными методами, ибо как вы к людям, так и они к вам...

Не хочу уходить в сторону и обсуждать, что такое естественная нравственность. Выскажу лишь мою позицию биолога (ибо я не только астроном, но и биолог): естественная нравственность, равно как и естественное право, – это сумма норм поведения, максимально способствующая сохранению человека как биологического вида Homosapiens. Человек в своем эволюционном пути от стадного животного к разумному социальному организму не потерял же в конце концов своей биологической природы! Основной закон сохранения биологического вида распространен и на него: вид должен увеличивать свою численность, расширять свой ареал, регулировать численность (плотность) особей так, чтобы индивидууму обеспечивался необходимый минимум средств существования. Все это требует от вида и определенных норм поведения, которые вырабатываются методом проб и ошибок. У животных – это жесткие законы иерархии в стаде, у человека – социальный опыт, фиксированный сначала в устных, а затем и в письменных Преданиях.