Нормы о погашении однородных обязательств по нескольким договорам поставки (ст. 522 ГК) применяются в тех случаях, когда покупатель, рассчитывающийся с поставщиком по нескольким договорам поставки, уплатил недостаточную для оплаты всех договоров сумму. В этом случае покупатель имеет право указать продавцу, в оплату какого из договоров он направляет деньги. В частности, это может иметь значение, когда договоры поставки устанавливают различный размер неустоек за просрочку оплаты. Здесь покупателю выгоднее в первую очередь полностью оплатить договоры, предусматривающие больший размер санкций. При отсутствии такого указания переведенные суммы засчитываются в погашение обязательства, срок исполнения которого наступил раньше других.
Обязанность покупателя информировать продавца о нарушении им договора, предусмотренная ст. 483 ГК, распространяется и на поставку.
Таким образом, рассмотрев, права и обязанности сторон, мы выделим следующее:
1. Обязанности продавца заключаются в передаче товара (производимого или закупаемого), покупателю со всеми необходимыми принадлежностями и документами, в согласованном количестве, ассортименте и комплекте (комплектности), установленного качества, свободным от прав третьих лиц в надлежащей упаковке и (или) таре.
Поставщик имеет право выбора транспорта, если в договоре не определен базис поставки. Может требовать уменьшения размера своей ответственности, если покупатель не провел должной проверки товара и тем самым содействовал увеличению убытков. Поставщик вправе требовать оплаты поставленных товаров, а также взыскать неустойку за просрочку в оплате.
2. Основные же обязанности покупателя по договору поставки заключаются в принятии,
проверке качества, количества товара и его оплате. При просрочке поставки или недопоставки, покупатель имеет право, уведомив поставщика, отказаться от принятия просроченного товара, либо приобрести непоставленные товары у других лиц и отнести на поставщика все расходы на их приобретение, при условии, что они являются необходимыми и разумными. А также имеет ряд прав (требование о соразмерном уменьшении покупной цены, безвозмездном устранении недостатков товара, возмещении собственных расходов на устранение недостатков, замене товара доброкачественным), если товар поступил ненадлежащего качества, некомплектный.
4.1. Ответственность за неисполнение договора поставки.
С учетом предпринимательского характера договора поставки ответственность за его нарушение, как правило, строится на началах риска. Возмещение убытков и уплата неустойки— основные формы такой ответственности. Ранее действовавшее законодательство предусматривало многочисленные основания уплаты неустойки за нарушение договора поставки. С принятием части второй ГК сфера применения законной неустойки резко сузилась. Договорная неустойка в поставке обычно устанавливается в виде пени за просрочку поставки (и платежа) и штрафа за нарушения условий о качестве (а также комплектности и упаковке) товара.
Статья 524 ГК предусматривает ряд правил определения величины упущенной выгоды (как составной части убытков) при расторжении договора поставки. Указанные правила, пожалуй, следовало бы поместить в часть первую ГК, поскольку их значение выходит далеко за рамки договора поставки. Норма ст. 524 ГК носит симметричный характер по отношению и к поставщику, и к покупателю. Смысл ее в том, что сторона, расторгнувшая договор вследствие нарушения обязательства контрагентом, а затем в разумный срок после расторжения купившая (продавшая) товар по более высокой (низкой), но все же разумной цене, вправе требовать от контрагента возмещения убытков в виде разницы между первоначальной договорной ценой и ценой совершенной взамен сделки. Так закон конкретизирует общее правило об упущенной выгоде (п. 2 ст. 15 ГК) применительно к договору поставки.
Указанные убытки (в виде упущенной выгоды) носят конкретный характер, так как исчисляются в виде разницы цен двух состоявшихся (конкретных) сделок. В то же время п. 3 ст. 524 ГК содержит новое для нашего законодательства правило о способах определения так называемых абстрактных убытков. Так, если после расторжения договора вследствие нарушения обязательства контрагентом потерпевшая сторона не совершила другой сделки взамен расторгнутого договора, величина понесенных ею убытков определяется в виде разницы между договорной ценой и текущей ценой на данный товар в момент расторжения договора. Текущей признается цена, обычно взимавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогичный товар в месте предполагавшейся его передачи. В качестве таких цен обычно выступают биржевые котировки стандартных товаров. Если же в месте предполагавшейся передачи товара не существует текущей цены, ее можно заменить текущей ценой, применявшейся в другом месте (с учетом разницы в расходах по транспортировке товара).
Величина другой составной части убытков — реального ущерба (который может взыскиваться помимо упущенной выгоды) — определяется по общим правилам ст. 15 ГК.
Из всего выше сказанного, следует, что ответственность по договору поставки регулируется двумя статьями ГК РФ, ч.2, разд.4, гл.30, § 3. Статья 521 ГК РФ регулирует оплату неустойки за недопоставку или просрочку поставки товаров. Статья 524 ГК РФ регулирует исчисление убытков при расторжении договора (упущенная выгода). Но есть еще ст.15 ГК РФ, которая по общим правилам регулирует возмещение реального ущерба, который взыскивается помимо упущенной выгоды[14].
4.2. Прекращение договора поставки.
Общие основания и порядок расторжения (изменения) договора купли-продажи, предусмотренные § 1 гл.30 ГК, применительно к поставке конкретизируются в ст.523 ГК.
Так, односторонний отказ от исполнения договора поставки (или его изменение) допускается в случаях существенного нарушения его условий одной из сторон. Такими нарушениями для поставщикасчитаются: а) поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые нельзя устранить в приемлемый для покупателя срок; б) неоднократная просрочка поставки.
Существенные нарушения договора покупателемвыражаются в: а) неоднократной просрочке оплаты товаров и б) неоднократной невыборке товаров.
Из пп. 2 и 3 ст. 523 ГК следует, что перечисленные нарушения лишь презюмируются (предполагаются) существенными, но не признаются таковыми безусловно. Значит, нарушитель вправе доказывать отсутствие существенного характера тех или иных нарушений в конкретном случае (например, если неоднократная просрочка поставки или оплаты ни разу не превышала одного дня).
В то же время ст. 509, 511, 515, 518 и 519 ГК предусматривают возможность отказа от исполнения договора поставки в случаях, которые не охватываются ст. 523 ГК. К ним относятся: поставка недоброкачественных (или некомплектных) товаров, просрочка поставки или оплаты, невыборка товаров и непредставление отгрузочной разнарядки.
Возникающее противоречие можно разрешить путем толкования ст. 450 и 452 ГК. Данные статьи устанавливают общие основания и порядок одностороннего расторжения (изменения) договоров при их существенном нарушении одной стороной (подпункт 1 п. 2 ст. 450 ГК) и в других случаях, предусмотренных законом или договором (подпункт 2 п. 2 ст. 450 ГК). И в том, и в другом случае требование об одностороннем расторжении договора должно быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок.
Однако ст. 523 ГК, выступающая как lexspecialisпо отношению к ст. 450, 452 ГК, перечисляет не только особые основания, но и соответствующий им порядок расторжения (изменения) договора поставки. Указанный договор считается расторгнутым (измененным), по общему правилу, с момента получения одной стороной уведомления контрагента об одностороннем, отказе от исполнения договора полностью или частично. Таким образом, в случаях существенного нарушения договора поставки, предусмотренных пп. 2 и 3 ст. 523 ГК, не требуется ни обращения в суд с иском, ни предварительного получения согласия контрагента на расторжение (изменение) договора, о необходимости которых говорит п. 2 ст. 452 ГК. Если же нарушение договора поставки не носит существенного характера (т.е., как правило, является однократным), процедура расторжения (изменения) договора регулируется не п. 4 ст. 523 ГК, а общими правилами ст. 452 ГК. Аналогичным образом решаются вопросы расторжения договора по основаниям, предусмотренным §1 гл. 30 ГК.
Кроме того, нарушение договора поставки, не имеющее существенного характера, обычно дает право лишь на частичный отказ от исполнения договора (например, в отношении одной партии недоброкачественного или некомплектного товара), тогда как существенное нарушение позволяет расторгнуть договор в целом. [15]
При расторжении договора обязательства сторон прекращаются. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора, ст.453 ГК РФ.
Таким образом, ГК указал ряд оснований, по которым можно расторгнуть договор поставки в одностороннем порядке. В §1 гл.30 ГК выделены общие основания и порядок расторжения договора купли-продажи, а применительно к поставке они конкретизируются в ст.523 ГК. Кроме того, гл.29 ГК также регулирует расторжение договора на общих основаниях.
Договору поставки присущи квалифицирующие признаки, выделяющие его в отдельный вид договора купли-продажи и обуславливающие его особое правовое регулирование: