Великий философ говорил об этике в трёх смыслах: о книгах по этике, о философской теории, о практическом поведении человека. В ходе исторического развития общества эти смыслы осуществились и дифференцировались в различных значениях слова «этика». Это слово даже стало названием ряда этических сочинений: «Этика, или познай самого себя» П.Абеляра, «Этика» Б.Спинозы, «Этика» В.М.Вундта, «Этика» Н.Гартмана, «Этика, происхождение и развитие нравственности» П.А.Кропткина, «Этика, или принципы истинной человечности» Я.А.Мильнера-Иринина и др. Как теоретическая дисциплина этика, несомненно, является разделом философии. Попытки оторвать этику от философии и представить её неким «моралеведением» лишены достаточного основания. Другие значения слова «этика» таковы:
1)этикой называют некоторые частные проявления нравственности или морали, например, этика счастья, любви, долга и т.п;
2)этикой называют поведение представителей каких-либо социальных групп, например, этика дворянина, студента, предпринимателя и т.д;
3)этикой называют систему норм нравственности членов какого-либо общества, например, британского, китайского, индийского и др; в этом случае понятие этики отождествляется с желаемым поведением;
4)этикой называют систему норм нравственности какой-либо религии, например, христианская, мусульманская этика;
5)этикой называют систему норм нравственности какой-либо политической партии или общественной организации, например, партийная этика;
6)этикой называют систему норм нравственности представителей какой-либо профессиональной группы, например, этика государственной службы, этика торговли, воинская, дипломатическая, педагогическая, журналистская, адвокатская и другие.
Перечисление значений слова «этика», возможно, неполно, но оно указывает на существенное основание деления этики на фундаментальные и прикладные исследования. Предметом фундаментальных исследований являются нравственность и мораль как свойства действующих индивидов, малых и больших социальных групп. Объектом этих исследований предстаёт человек как разумное существо, конкретные обстоятельства его бытия отходят на второй план, хотя и активно используются в этической аргументации.
В фундаментальных и прикладных исследованиях традиционно указывается, каким должен быть человек и что он должен делать, но не указывается, каким может быть человек и что от него можно потребовать. Строитель не требует от построенного им моста, какую нагрузку тот должен выдержать, строитель лишь рассчитывает, какую нагрузку мост может выдержать. Односторонний уклон в сторону должного уводит этику от позитивных наук. Драма должного и возможного в поведении человека разрешается наличием осознанной свободы его воли.
Предметом прикладных исследований является поведение индивидов в отдельных областях человеческой деятельности и в связи с какими-либо конкретными обстоятельствами. Прикладная этика — бурно развивающееся направление исследований в этике. В области фундаментальных исследований трудно сказать что-нибудь новое, за тысячелетия общественного развития изучены уже все важные проявления жизнедеятельности человека, высказаны различные мнения, которые можно принимать или отвергать. К тому же истинность или ложность фундаментальных этических идей обнаруживается спустя столетия, и человек, изложивший идею, не может увидеть её триумфа или отторжения обществом. К тому же фундаментальные идеи этики слишком абстрактны, их применение к конкретному случаю требует разъяснения. Как к действующему законодательству прилагаются комментарии, так и к фундаментальным идеям этики требуется обоснование применения в определённых условиях деятельности человека. Поэтому как ответ на общественную необходимость возникают прикладные исследования.
Прикладная этика — это область практического знания, в которой рассматриваются современные жизненно важные проблемы, например, клонирование человека, последствия которого ещё не просчитаны, права человека не только на жизнь, но и на смерть (эвтаназия), трансплантация органов, «непорочное» зачатие вне организма женщины, продажу оружия при декларировании мирной внешней политики, применение силы в межгосударственных отношениях, подавление интересов национальных меньшинств во имя единой «политической» нации, религиозная нетерпимость во имя любви к Христу и многие другие. Любое их решение имеет свою аргументацию, которая кажется неотразимой одним и абсурдной другим. Все проблемы подобного рода являются дискуссионными. Положение осложняется и тем, что решение таких проблем не может быть одноразовым, их приходится решать различным образом в тех или иных случаях. Прикладные исследования по разным основаниям делятся на несколько групп:
1)по отношению к ценности жизни, например, аборты, смертная казнь, эвтаназия;
2)по отношению к значению деятельности, например, сотрудничество, социальное партнёрство, ненасилие;
3)по отношению к науке, например, этика науки, биомедицинская;
4)по отношению к профессиональной деятельности, например, педагогическая, воинская, журналистская;
5)по отношению к социальной структуре общества, например, классовая, национальная, религиозная.
Прикладные исследования связаны с фундаментальными, опираются на них, однако не следует полагать, что они представляют собой лишь приложение теории к проблемам практики. На уровне этико-прикладных исследований создаются собственные теории. С другой стороны, было бы ошибочным полагать, что прикладные исследования «принадлежат» наукам и являются их частями, например, биомедицинская этика прописана по ведомству биологии и медицины, этика науки относится к науковедению, юридическая этика — часть правоведения и т.д. Прикладные исследования — это высшие достижения этики, это конкретное знание в отличие от знания абстрактного. Отрыв прикладных исследований от фундаментальных лишил бы первые теоретических разработок вторых, разведение прикладных исследований по «профессиональным квартирам» превратил бы прикладные исследования в инструктаж поведению служащих той или иной конторы. Фундаментальные исследования в этом случае превратились бы в схоластику, их представителям пришлось бы ломать голову над вопросом типа, может ли Бог создать камень, который он не сможет поднять.
3. ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Практическое функционирование морали в реальном контексте человеческой жизни связано с двумя основополагающими проблемами человеческого существования: а) каким образом добродетель сочетается со счастьем, ориентация на абсолютные ценности — с необходимостью удовлетворения относительных благ, достижением жизненного успеха; б) каким образом мораль, являющаяся выражением свободной воли личности, приобретает общезначимый характер, в результате чего служение другим людям отзывается одновременно служением самому себе.
Осмысление этих вопросов стало основной задачей и основной трудностью этики. Различие ответов именно на эти вопросы в решающей мере предопределяет многообразие этических теорий, традиций и школ.
Размышляя над смыслом человеческой жизнедеятельности, природой блага, Платон использовал следущий образ.
«Перед нами, точно перед виночерпием, текут две струи, одну из них — струю удовольствия — можно сравнить с медом, другая — струя разумения, — отрезвляющая и без примеси вина, походит на суровую и здоровую воду. Вот их-то и нужно постараться смешать как можно лучше».
Одна вода безвкусна. Один мед ядовит. Только вместе они образуют напиток жизни. Найти его формулу — вот основная забота этики. В истории культуры предлагались различные рецепты этой чудесной смеси.
Мораль становится действенной основой практического поведения не сама по себе и не наряду с внеморальными нормами и психологическими мотивами, а всегда преломляясь через последние. Согласно мнению Канта, во всем мире, быть может, никогда не было ни одного поступка, который был бы совершен из одного лишь уважения к нравственному закону и который не имел бы достаточных оснований помимо морали. Адекватное осмысление морального опыта требует поэтому конкретного анализа того, как мораль преломляется в тех или иных формах деятельности, сферах жизни, типовых ситуациях.
Исторически наиболее существенными являются видоизменения морали, которые связаны с национально-культурной, социально-статусной, профессиональной принадлежностью людей. В определенном смысле каждый народ, каждый класс, каждая профессия вырабатывают свою мораль. Наиболее показательны в этом отношении писаные и неписаные профессионально-нравственные кодексы, обеспечивающие достойное и общественно значимое поведение человека в рамках его профессиональной деятельности. В них особое внимание уделяется тем видимым отступлениям от общих моральных норм, которые диктуются своеобразием профессии (типичный пример — так называемая врачебная тайна, включая практиковавшееся до недавнего времени сокрытие от пациента тяжелого диагноза).
В современных условиях общественно значимый характер приобрела моральная жизнь не только в ее особенных формах, но и в индивидуальных, единичных проявлениях. Это явилось следствием многих факторов, среди которых два представляются наиболее важными.
Прежде всего речь идет об изменении реального статуса индивида в обществе, выражающемся в том, что общество в целом, в том числе и прежде всего государство, гарантированно обеспечивает его основные человеческие права, с акцентированным пристрастием оберегая их в тех случаях, когда индивид принадлежит к разного рода меньшинствам. Не только большая социальная группа или общность — народ, сословие, семья, профессия и т.д., но и отдельная личность, личность сама по себе и даже прежде всего, становится средоточием, фокусом общественной жизни.