В то же время смыслом политической деятельности является борьба за приобретение и сохранение власти. Моральная регуляция сводится к минимуму. На первый план выходят личные или корпоративные интересы, интересы партий, классов (в тоталитарных государствах). Николо Макиавелли (1469 - 1527) в трактате "Государь" утверждал политическую целесообразность несправедливости ("цель оправдывает средства").
Политическое сознание членов общества (особенно в демократических обществах) ориентировано на социальную справедливость, долг перед обществом и т. п.
Реакцией людей на власть также могут быть:
- недоверие, политическая апатия;
• конформизм;
• сопротивление, диссидентство, анархия.
Связь морали с правом. Право регулирует все области жизни общества при помощи правовых норм, кодексов (уголовных, гражданских и др.). Правовые нормы в своей основе содержат понимание справедливости, но могут расходиться с представлениями простых людей о справедливости (например, незаконность, наказуемость кровной мести).
Право может учитывать моральные переживания людей при оценке преступления (суд присяжных).
Связь морали с религией. В основе всех мировых религий лежат общечеловеческие нравственные нормы. Однако религиозность сама по себе не гарантирует нравственности людей (например, религиозный фанатизм, нетерпимость). Как верно и обратное - неверующий человек может быть нравственным.
Мораль и искусство пересекаются. Искусство может быть:
• моральным, проповедующим высокие нравственные ценности;
• аморальным,
• не затрагивающим проблем нравственности.
Мораль и наука (особенно гуманитарные отрасли) взаимосвязаны. Важнейшей проблемой является определение меры ответственности ученого за свое открытие (например, расщепление урана).
2. Мораль и общественные отношения. Мораль - результат исторического развития общества: усложнения его социальной структуры, роста потребностей людей, разделения и специализации труда. Мораль является универсальным способом организации и развития как общества в целом, так и отдельных людей.
Функции морали в обществе:
• нравственная ориентация людей;
• регуляция общественных отношений (при помощи моральных кодексов, традиций, религиозных норм и т. п.);
• определение перспектив и целей исторического развития человека и общества.
5. Духовная и практическая стороны морали
1. Моральное сознание
2. Моральная практика
3. Признаки Морали
1. Мораль одновременно является и сферой общественных отношений, и способом регуляции общественных отношений. Она включает в себя моральное сознание (духовная сторона) и моральную практику. Моральное сознание является:
• способом регуляции жизни общества;
• способом социальной преемственности;
- духовной стороной морали (принципы, чувства, переживания и пр.);
- совокупным опытом людей.
Регуляция общественной жизни происходит на двух уровнях: теоретико-рациональном (этика) и эмоциональном, чувственном (моральное сознание человека).
Моральное сознание человека формируется в процессе воспитания и самовоспитания и проявляется в поведении человека.
Теоретическим обоснованием морали является этика: совокупность этических знаний и принципов; субъективные моральные убеждения.
Эмоционально-чувственный и рационально-теоретический уровни морального сознания:
- являются субъективной стороной нравственности;
- тесно взаимосвязаны (это проявляется в нормативно-оценочных свойствах морального сознания);
- формируются исторически;
- постоянно развиваются (иногда регрессируют).
Моральная практика - деятельность людей, их поведение. Является составной частью всех видов общественных отношений (социальных, политических и т. д.).
Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или отсутствие действия) и совокупности поступков (линии поведения). Действие считается поступком при наличии мотивов и цели действия.
3. Все составляющие морали содержат:
- цель моральной деятельности;
- мотивы деятельности;
- ориентацию на моральные ценности;
- средства достижения (нравственные нормы);
- оценку результатов деятельности.
Мораль как система характеризуется следующими признаками:
гуманизмом (человек - высшая ценность);
наличием идеалов, высших целей деятельности;
избирательностью в выборе средств достижения цели;
нормативной регуляцией отношений между людьми;
добровольным выбором людьми ориентации на добро.
Литература
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики,2003. — 472 с.
2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.