Крах многих утопий в архитектуре XX века породил у многих архитекторов скептическое отношение к идее улучшить как-то жизнь архитектурными средствами. Если бы это было так, архитектура была бы едва ли не бессмысленной. Практика проектирования и строительства архитектурных комплексов и ансамблей с развитой системой обслуживания, обладающих высокими эстетическо-художествениыми качествами, говорит о том, что архитектура способна улучшить качество жизни, руководствуясь принципом эстетической целостности. Ибо целостность есть требование всеохватного соответствия архитектурных структур всем потребностям, ценностям, духовным запросам и принципам эстетического формообразования, требование создания условий для полноты проявления жизни. Конечно, эти требования историчны, в каждый новый период обрастают дополнениями. В наши дни к ним добавилось требование создания благоприятных экологических условий существования. Эти требования настолько серьезны, что экологические качества среды входят в содержание уровня жизни.
Воспроизводимость - восстановление деградированных компонентов социобиотехносферы до уровня не ниже прежнего качественного состояния и придание им нового качества, установление нового типа взаимодействия между человеком, природными и социальными процессами, обеспечивающих самоорганизацию социобиотехносферних процессов.
Сюда относятся: 1. Искусственное воспроизводство благ, эквивалентных по своим потребительским качествам естественным (как идеал - создание среды с заранее заданными свойствами). 2. Восстановление неразумно преобразованной природы до уровня, обеспечивающего наиболее благоприятные условия существования человека и живых существ. 3. Встраивание технических систем и архитектурных структур в биосферные процессы, замыкание прерванных биосферных циклов и удлинение этих циклов. Для этого потребуется рекультивация нарушенных территорий, сокращение территорий, занятыx под заводские корпуса, склады, вспомогательные строения технического назначения, устройство на их месте скверов, парков, спортивных площадок. Размещение заводов, цехов, складов, автостоянок, магазинов, кафе под землей, одним словом, развитие подземной архитектуры. Восстановление лесов, особенно пострадавших от пожаров, рекультивация торфяников и верховых болот, нарушенных торфодобычей и строительством промышленных предприятий, линий электропередач, прокладкой нефте- и газопроводов. Для восстановления кислорода в атмосфере миллионного города требуется 15-20 тыс. кв. км. открытых озелененных пространств, а для самоотчистки воды - водоем площадью 15-20 тыс. кубометров. Эту норму необходимо выдерживать.
В социальном отношении воспроизводство означает обеспечение условий для самоорганизации социальных процессов, физического и духовного воспроизводства человека и для саморазвития духовной жизни. Социологи открыли наличие нормы жизненного процесса, под которым понимается устойчивая способность индивида к воспроизводству своих физических и духовных потенций. Под воздействием этой нормы складывается стереотип жизненного процесса как устойчивый цикл жизнедеятельности. Архитектурно- планировочная система обязана учитывать требования, вытекающие из наличия цикла жизнедеятельности. А эти требования включают в себя и требования обеспечения социокультурной полноты: в каждой поселенческой структурной единице должен быть полный набор социально-бытовых, культурных, спортивных, оздоровительных учреждений, детских яслей и детских садов, школ, техникумов. В городе с населением сто тысяч человек должен быть вуз, без чего интеллигенция в городе не задерживается, и культурная жизнь начинает прозябать.
В то же время, наряду с потребностью в устойчивом порядке, у городского жителя существует потребность в новизне, в игре, в поиске удивительного, необычного, потребность в разнообразии, переменчивости, сложности, что стимулирует организм на борьбу с монотонностью, делает жизнь психически и духовно более богатой. Эти потребности в значительной мере сказываются на объемно пространственном облике зданий и сооружений. Следовательно, социально-экологическое воспроизводство средствами архитектуры предполагает целостное сочетание пространственной планировки с объемно-пространственным построением. Однако воспроизводство не может быть достигнуто, конечно, одними архитектурными средствами, оно предполагает достижение сложной целостности: коэволюцию природных, экономических, социальных, материальных и духовных, нравственно-эстетических процессов.
Архитектурно-эстетическая целостность есть лишь момент в этом целостном процессе, неотделимый от эстетической видимости, образности, выражения идеально-возможного как уже осуществленного, реального, чувственно данного.
Так, целостность в архитектуре мыслилась В. Гропиусом не только как социальная, но и как эстетическая необходимость, Как и многие талантливые художники, архитекторы, он внутренне протестовал против той безвкусной эклектики, подражательности, неразборчивого заимствования, хаоса форм, которые сложились в конце XX века в искусстве и архитектуре. Стремление покончить с этим хаосом, внести в окружение эстетическую упорядоченность прежде всего руководило им. Но как трезвый мыслитель, он видел, что эта задача невыполнима без социальных изменений. Так родилась идея социально-эстетического синтеза, задача "синтезировать в своих произведениях все социальные, технические и эстетические компоненты в разумное, взывающее к людям целое.
4. Эстетический аспект целостности
Эстетический аспект целостности в архитектуре, по В. Гропиусу, заключается в том, чтобы создать собственную конструктивную грамматику формообразования для объединения сведений о масштабе, форме и цвете с целью сообщения, которые "будучи адресованы к чувствам, соединят человека с человекам теснее, чем слова". А для этого необходимо найти и "утвердить визуальный "ключ", используемый и понимаемый всеми как объективный общий знаменатель формы". В. Гропиус возлагал большие надежды на то, что " чем больше распространится этот способ визуальной коммуникации, тем совершеннее станет всеобщее понимание". Можно сделать вывод, что он надеялся осуществить социально-эстетический синтез без революционной ломки существующих общественных отношений путем эстетического воспитания архитекторов и дизайнеров, выработки у них способности целостного видения, выработки "многосоставного разума", создания "конструктивной грамматики" с визуальным ключом, который должен пониматься всеми как общий знаменатель формы. Люди, воспитанные в этом духе, научатся правильному планированию, взаимопониманию, создадут международный стиль и осуществят на деле социально - эстетическую целостность.
Как видим, здесь тенденция внесения порядка в хаос действительности сочетается с идеей типологизации. Но новейшие течения в архитектуре выступают против идеи порядка через типологизацию: для них эстетической ценностью является хаос, но не как нечто абсолютно разнородное и разнонаправленное, неупорядоченное, а как "сложный порядок' или "легкий порядок". Так, Р. Вентурн, противопоставляя Рим и Лас-Вегас (город в СЩА, насыщенный увеселительными коммерческими заведениями), находит, что в противоположность жесткому, имперскому порядку, господствующему в Риме, в Лас-Вегасе установился стихийно, самой повседневной жизнью выработанный сложный порядок, и дело архитектора заключается не в том, чтобы ломать его, а в том, чтобы понять и слегка улучшить, развить установившиеся тенденции, внести "легкий порядок". "Города хаотичны и обязательно являются таковыми. Пока еще не слишком поздно, это должно быть признано за позитивное кредо категорически заявляет голландский архитектор Ван Эйк. С точки зрения архитекторов – критиков современной архитектуры"- эстетически ценной является вся исторически сложившиеся застройка и планировка: улицы, кварталы, усадьбы внутри города. Другими словами, в современной архитектуре под эстетической целостностью понимают единство прошлого и настоящего, нового, небывалого и детерминированное национальной и региональной традицией, эстетическими вкусами социальных и этнических групп, единство многообразия.
Говоря о формально-эстетической целостности, следует помнить, что есть форма внутренняя и форма внешняя. С этих позиций стоит обсуждать и вопрос о "целостности видения", на которой настаивать В. Гропиус. Эта целостность несводима к способности схватывать зрением картину в целом ранее ее частей. Эстетическая целостность - это целостность смысловая. В ней взаимодействую целостность внутренней формы и целостность внешней формы. Под целостностью внутренней формы имеется в виду некая еденица творческого процесса. Творчество - единство прерывного и непрерывного. Под прерывным имеются в виду некие определенности, смысловые сгустки чувственных образов, понятий эмоций, волевых импульсов, в которых спрессовывается предшествующий опыт постижения реальности, и которые озаряются предвосхищениями, предпониманием, прозрением, побуждением к избыточности. Все это дано сразу, как откровение, то есть непосредственная открытость, дарение, захватывающее дух. Этому целостно-смысловому сгущению давали разное наименование: сущность, форма, эйдос, образ. Но менее всего это лить наглядный чувственный образ. Может быть, понятие эйдос как явленная смысловая сущность - более подходящее название, хотя и оно не полностью отражает содержание этой сложной целостности. Ее можно назвать пульсирующей сферой бытийных состояний и смыслов. Когда художник, архитектор, философ сосредотачивается в себе, отрешаясь от повседневной суеты, наступает момент мгновенной концентрации состояний реальности вокруг собственного "я", которая затем раздвигает замкнутость индивидуального мира расширяется, захватывая и социальную, и природную реальность, и ощущается как мгновенная концентрация состоянии мироздания. На чтобы не терять самого себя, мир человека должен быть замкнутым, обособленным, защищенный, целостным, а не быть составляющей частью общего, космического раствора. Растворение в природе - это уничтожение человека, превращение его в косное вещество. Поэтому погружение во все более обширную сферу бытия сменяется концентрацией состояний бытия вновь вокруг человеческого "я", "свертыванием" вселенной смыслов, а затем вновь ее "развертыванием". Б. Пастернак писал: "У меня всегда было чувство единства всего существующего, связности всего, любил всевозможное движение всех видов, проявления силы, действия, любил схватывать подвижный мир всеобщего круговращения и передавать его. Картина реальности, в которой заключены, совмещаются вес эти движения, все то, что называется "миром" или "вселенной", никогда не была для меня неподвижной рамой или закрепленной данностью. Сама реальность (вес в мире) - в свою очередь оживлены волнением — иного рода, чем видимое, органическое материальное движение".