Вот почему, например, зритель, читатель со складом мышления, в котором рациональное начало преобладает над эмоциональным, будет сдержаннее, «прохладнее» воспринимать произведения без глубокой философской нагрузки, с тонкими психологическими зарисовками, ярко выраженным сентиментальным звучанием.
Следовательно, генетическая программа дает возможность практически в каждом человеке сформировать способность к эстетическому чувству, потребность наслаждаться красотой, и ни о какой элитарности здесь говорить не следует. Однако интенсивность, глубина эстетических переживаний зависят от генотипа каждого индивида. Чувство красоты может быть ярким, объемным, всепоглощающим, достигая в своем развитии такой высоты, как у Рафаэля, Тициана, Пушкина, Баха, Моцарта, Шостаковича и других выдающихся представителей культуры, которые перерастают свою индивидуальность, выявляя глубины общезначимого, всеобщего. В письме к В.А. Жуковскому Н. В. Гоголь так размышлял о влиянии этого глубокого, всеобъемлющего чувства: «Не мое дело решать, в какой степени я поэт; знаю только то, что, прежде чем понимать значение и цель искусства, я уже чувствовал чутьем всей души моей, что оно должно быть свято. И едва ли не со времени этого первого свиданья нашего оно уже стало главным и первым в моей жизни, а все прочее вторым. Мне казалось, что уже не должен я связываться никакими другими узами на земле, ни жизнью семейной, ни должностной жизнью гражданина...»
Но эстетическое самовыражение может носить не столь ярко выраженный характер, проявляясь сугубо на бытовом уровне и не побуждая к энергичному творчеству. Таким образом, генетическая уникальность индивида имеет значение в том смысле, что оказывает существенное влияние на глубину, активность, продолжительность эстетической реакции, создает необходимые внутренние предпосылки (которые способны реализоваться наиболее полно при определенных социокультурных условиях) для доминирования эстетического чувства над утилитарно-прагматическим восприятием. В этом плане взаимодействие индивидуального и имперсонального, личностного и социального является важнейшим источником формирования чувства прекрасного.
На процесс вызревания и развития чувства гармонии не может не оказывать воздействие движение индивида во времени, прохождением им различных возрастных периодов. Именно здесь таятся истоки многих вкусовых различий, именно отсюда нередко проистекает неоправданная конфронтация в мире эстетических ценностей, над которой иронизировал В. Маяковский в «Стихах о разнице вкусов».
Лошадь
сказала
взглянув на верблюда:
«Какая
гигантская
лошадь-ублюдок»
Верблюд же
вскричал:
«Да лошадь разве ты?
Ты
просто-напросто
верблюд недоразвитый».
И знал лишь
бог седобородый,
что это -
животные
разной породы.
О влиянии возрастной градации человека на его художественный вкус размышлял уже Платон. В частности, в «Законах» он писал: «Если бы судили малые дети, то они высказывались бы в пользу выступавшего с кукольным театром... Если бы судили подростки, - то в пользу выступавшего с комедиями... образованные женщины, молодые люди и, пожалуй, чуть ли не все большинство зрителей высказались бы в пользу трагедии... Мы же, старики, скорее всего присудили бы победу рапсоду, хорошо прочитавшему «Илиаду», или «Одиссею», или что-либо у Гесиода...»
В своих работах С. Холл, В.И. Пелевин и другие исследователи также обращали внимание на важность учета психической трансформации в те или иные возрастные периоды, которые создают благоприятную почву для восприятия определенных типов гармонии. Так, опыт показывает, что в подростковом возрасте душа делается особенно чувствительной к проявлениям прекрасного в окружающем мире.
В первую очередь, в юношеский период усиливается интерес к чувственной, зримой, ярко выраженной гармонии. Формирующееся сознание еще достаточно смутно улавливает присутствие сущностных аспектов прекрасного, безгранично доверяя обаянию внешней красоты. Однако через приобщение к совершенству многообразных форм, простейших звуковых комбинаций, ярких цветовых гамм человек способен подойти к переживанию красоты единства мира, скрытой гармонии, которая, по словам Гераклита, сильнее явной. И отвечая на вопрос Н. Заболоцкого о том, «... что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?», следует сказать, что вряд ли правомерно противопоставление внешней- и внутренней красоты. Человеку, которому удалось привить вкус к физической, зримой гармонии, со временем легче открыть для себя значимость сверхчувственного, трансцендентного бытия, познать притяжение душевного обаяния, фундаментальные грани эстетической реальности. И, наоборот, отторжение от чувственного, физического совершенства создает серьезные препятствия для формирования способности к постижению скрытой, метафизической красоты.
Игнорируя возрастные различия, трудно понять, почему молодежь увлекается рок-музыкой, а большинство людей старшего возраста отвергает этот жанр искусства, считая ее «болезнью века», «наркотиком». Анализируя проблему рок-музыки с позиции возрастных особенностей, следует сказать, что подростки тяготеют к интенсивной трате энергии, двигательной активности, раскованности, эмоциональной отдаче, искренности, антиконформизму. Сознание молодого человека настроено не столько на абстрактно-логическое мышление, сколько на эмоционально-образное восприятие мира. И рок-музыка, которая заключает в себе мощный сгусток ритма XX века, острую реакцию на несправедливость социальной жизни, устремленность к новизне, динамизму лучше отвечает мировосприятию молодежи. С другой стороны, подлинное понимание красоты творений Баха, Генделя, Глюка, Бетховена, Вебера, Вагнера, Брамса приходит к человеку с богатым жизненным опытом.
Следовательно, стремление учесть все корни того или иного явления, всесторонний его охват, а не однобокий, узкий подход, из которого, как правило, вырастает система запретов - вот что должно лежать в основе формирования эстетической культуры.
Необходимо обратить внимание и на тот факт, что способность воспринимать тот или иной вид гармонии зависит от сиюминутного душевного состояния человека.
В «Крейцеровой сонате» Л. Толстого главный герой так передает свои чувства, вызванные музыкой Бетховена: «Страшная вещь эта соната. И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Говорят, музыка действует возвышающим образом. Она действует не возвышающим, не принижающим душу образом, а раздражающим душу образом». «Крейцерова соната» Бетховена вызвана раздражение, внутренний диссонанс у главного героя. Как могла возникнуть такая неадекватная реакция? И повинна ли в этом музыка? Судя по всему, нет. Главный герой раздражен тем, что прекрасное бетховенское творение исполняла его жена с человеком, который ей симпатичен, интересен и которым она увлечена. Именно этот факт порождает бурю негодования, боли, ревности. И это внутреннее раздражение проецируется не только на увлеченно играющих сонату, но и на саму музыку.
Однако несмотря на многочисленные примеры личностного неприятия тех или иных художественных ценностей, типов гармонии, - общечеловеческий, имперсональный опыт надежно хранит разнообразные, уникальные варианты прекрасного, вызванные к жизни выдающимися творцами искусства. И, таким образом, именно культура призвана подтягивать человека до уровня универсальной личности, обладающей широким диапазоном эстетического мировидения, вбирающей в себя безграничные горизонты красоты.
С возвышением общества над природой, возрастанием творческой инициативы субъекта происходит абсолютизация значимости индивидуального мироощущения в формировании эстетической реальности. Наиболее зримо эта тенденция проявляется в культуре Нового времени. Представители субъективистского понимания прекрасного доказывали, что главный источник эстетического восприятия заключен в субъекте и красота представляет собой проекцию духовного богатства индивида на эстетически нейтральную действительность. Человек постигает вещи не такими, какими они существуют сами по себе, а воспринимает эманацию собственной души в окружающий мир. Прекрасное объективно не существует, а привносится субъектом. Сами по себе предметы и явления окружающей реальности ни красивы, ни возвышенны, ни уродливы. Все в эстетическом восприятии решается сугубо индивидуально.
По существу, тенденция к релятивизму наметилась уже у Гераклита. Красота, в понимании древнегреческого философа, относительное свойство, что отразилось в следующих его высказываниях: «Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей; мудрейший из людей - обезьяна перед Богом и по мудрости, и по красоте, и во всем другом; ослы солому предпочли бы золоту». Эпихарм также утверждал, что для собаки прекраснее всего собака, для быка - бык, для осла - осел. У Сократа относительность прекрасного определялась соотношением предмета к целям человеческой деятельности. Как абсолютное свойство предметов и явлений прекрасное не существует, оно раскрывается только в отношении, совпадая с целесообразным. Прекрасная вещь - это вещь пригодная для чего-либо. В этом плане характерна беседа Сократа со своим учеником Аристиппом.