Смекни!
smekni.com

Договор проката (стр. 4 из 7)

Арендодатель отвечает также за неподдержание сданного в аренду транспортного средства в надлежащем состоянии, непроведение его текущего и капитального ремонта. В этом случае арендатор имеет право по своему выбору произвести ремонт и взыскать с арендодателя его стоимость или зачесть ее в счет арендной платы, или потребовать соответственно уменьшения арендной платы, либо расторжения договора и возмещения убытков.

Ответственность арендодателя за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, регулируется правилами гл. 59 ГК.

Такую ответственность несет арендодатель. Освобождение от ответственности возможно лишь при возникновении вреда вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Если вред причинен по вине арендатора, арендодатель вправе предъявить к нему регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам. На него возлагается обязанность доказывания вины арендатора.

За неисполнение арендатором своей основной обязанности - уплаты вознаграждения арендодателю - установлена жесткая ответственность. Невнесение арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа дает основание арендодателю требовать досрочного расторжения договора в судебном порядке. Такое право возникает у арендодателя только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (ст. 619 ГК).

Арендодатель не имеет права на получение арендной платы лишь за время перерывов в эксплуатации транспортного средства, когда они произошли по причинам, за которые арендатор не отвечает. Если же арендодатель докажет, что транспортное средство выведено из эксплуатации ("иммобилизовано") по причинам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором, последний не только не освобождается от обязанности вносить арендные платежи, но и возмещает арендодателю причиненные убытки.

Так же решается вопрос о праве на арендную плату и возмещение убытков в случае гибели транспортного средства. В договоре на арендатора может быть возложена обязанность возмещения убытков, причиненных арендодателю ввиду случайной гибели или случайного повреждения транспортного средства. При отсутствии такого условия все убытки, случайно причиненные гибелью или повреждением транспортного средства, в частности действием стихийных явлений, падают на арендодателя, поскольку согласно ст. 211 ГК риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет собственник. На арендатора может быть возложена обязанность возмещения таких убытков, если арендодатель докажет их происхождение по причинам, за которые арендатор несет ответственность в соответствии с законом или договором.

При заключении арендатором договоров коммерческой эксплуатации транспортного средства с третьими лицами он выступает по отношению к ним как перевозчик груза или пассажиров, буксировщик, спасатель и т.д. и несет ответственность перед своими контрагентами по условиям соответствующего договора.

Но ущерб контрагенту арендатора может быть причинен вследствие несоблюдения арендодателем условий аренды транспортного средства. Тогда, возместив ущерб своему контрагенту по условиям соответствующего договора (например, ущерб грузовладельцу по условиям коносамента), арендатор приобретает право на удовлетворение регрессного требования к арендодателю. Так, возместив как перевозчик грузовладельцу ущерб, причиненный несохранностью груза, арендатор вправе доказывать, что груз был поврежден вследствие неисправности транспортного средства в момент передачи судна. На этом основании он вправе добиваться удовлетворения регрессного иска, вытекающего из договора аренды.

3. По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ч. 1 ст. 642 ГК). Таким образом, в качестве предмета этого договора выступает передача арендатору индивидуально-определенного имущества без предоставления услуг экипажа. Но в отличие от обычной аренды оно предоставляется арендатору как транспортное средство для достижения целей, которые обычно ставятся перед транспортом. Поэтому к такому договору, помимо правил § 3 гл. 34 ГК, применяются нормы, касающиеся аренды транспортных средств, если они содержатся в транспортных уставах и кодексах (КТМ, КВВТ). Напротив, сдача морского или речного судна под склад, отель или ресторан не предполагает его эксплуатацию как транспортного средства и не допускает применения правил транспортного законодательства.

Правовое регулирование отношений по аренде транспортного средства без экипажа во многом совпадает с арендой транспортного средства с экипажем. К этому договору также не применяются правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок (ст. 642 ГК).

К аренде транспортного средства без экипажа применяется правило об обязательности письменной формы независимо от срока действия договора. Для его заключения на морском, внутреннем водном и воздушном транспорте используются стандартные, типографски отпечатанные формы (проформы) договоров аренды соответствующего транспортного средства без экипажа. Так, в этих целях использовались проформы аренды морских судов без экипажа "Беркон А" 1974 г. и "Беркон Б" 1974 г. В 1989 г. эти проформы были пересмотрены и объединены в одну проформу - "Беркон 89", а затем в проформу "Бербоут-чартер 2001".

Так же, как и при аренде транспорта с экипажем, на данный договор не распространяется правило о государственной регистрации транспортного средства, если оно относится к недвижимому имуществу (п. 2 ст. 609 ГК).

На основании данного договора правомочия владения и пользования транспортным средством переходят от арендодателя к арендатору. Он осуществляет управление и техническую эксплуатацию транспортным средством лично или с помощью приглашенных на основании трудового договора или договора подряда рабочих и служащих. В последнем случае коллектив рабочих и служащих, составляющих экипаж транспортного средства, в вопросах коммерческой и технической эксплуатации подчиняется арендатору. Члены экипажа являются его работниками. Через подчиненный ему экипаж арендатор безраздельно контролирует транспортное средство.

На некоторых видах транспорта арендодатель все же может принять известное участие в комплектовании экипажа арендатором. Так, при фрахтовании морских судов в договоре иногда предусматривается обязанность арендатора принять на работу прежний экипаж или какую-то его часть (димайз-чартер). На этом основано различие между димайз-чартером и бербоут-чартером (договором, по которому арендодатель не участвует в формировании экипажа). Но даже если прежний экипаж или его часть принимаются на работу, их работодателем становится арендатор.

В полной мере арендатору принадлежит также правомочие пользования транспортным средством. Оно может эксплуатироваться арендатором для целей, обозначенных в договоре, а при отсутствии в договоре указания на такие цели - вытекающих из предназначенности данного транспортного средства. На арендатора падают риски подобной эксплуатации. Вместе с тем он получает всю прибыль от эксплуатации транспортного средства. Например, на морском транспорте право на вознаграждение за спасение и оказание помощи на море судном, сданным в аренду без экипажа, принадлежит только арендатору. В этом одно из отличий данного договора от фрахтования судна с экипажем, по которому такое вознаграждение распределяется поровну между арендодателем и арендатором (ст. 210 КТМ).

Полный переход к арендатору владения и пользования транспортным средством предопределяет оплату расходов на его содержание. Арендатор снабжает его всеми необходимыми припасами, топливом, смазочными материалами, краской и т.п. На нем лежит обязанность его капитального и текущего ремонта. Если иное не предусмотрено договором аренды, арендатор несет все расходы по эксплуатации, выплачивает заработную плату, доставляет продовольствие и необходимые припасы экипажу, оплачивает налоги и сборы, расходы по страхованию транспортного средства, включая страхование своей ответственности. В этом важное отличие аренды транспортного средства без экипажа от аренды с предоставлением услуг экипажа. В последнем случае, как показано ранее, оплата вознаграждения экипажу и его провианта, а равно расходов по страхованию падает на арендодателя.

Еще одно различие между двумя договорами сводится к тому, что в случае аренды транспортного средства с экипажем арендодатель в течение всего срока действия договора должен поддерживать его в надлежащем состоянии. Обязанность по поддержанию транспортного средства, арендованного без экипажа, арендодатель не несет. После передачи транспортного средства арендатору упомянутая обязанность лежит на нем. Размер арендной платы, подлежащей уплате арендодателю, период, за который она выплачивается, и сроки ее перечисления определяются условиями договора. Рентабельность аренды не влияет на размер платы. Невнесение арендной платы более двух раз подряд дает арендодателю право требовать расторжения договора в таком же порядке, как и при аренде транспортного средства с экипажем.

Только в редких случаях арендатор использует арендованное транспортное средство для удовлетворения собственных нужд. Как правило, он эксплуатирует арендованное транспортное средство на основе договоров с третьими лицами. Он может заключить договор субаренды транспортного средства с третьим лицом, предоставляя ему услуги по управлению и технической эксплуатации, или субаренды без экипажа. В обоих случаях соглашение о субаренде заключается без согласия арендодателя. Так же без согласия последнего арендатор вправе от своего имени вступить в иные договорные отношения с третьими лицами, выступая по отношению к ним в качестве перевозчика грузов, пассажиров и багажа, почты или в качестве буксировщика либо спасателя и т.д. Но вступая в договорные отношения с третьими лицами, арендатор связан рамками договора с арендодателем, т.е. отношения с третьими лицами должны отвечать целям, для которых арендовано транспортное средство. Так, если морское судно арендовано для перевозки пассажиров, его нельзя использовать для китобойного промысла. Если же цели аренды в договоре не установлены, заключаемые с третьими лицами договоры не должны противоречить назначению транспортного средства. С этой точки зрения нельзя, например, пассажирское воздушное судно использовать для выполнения сельскохозяйственных работ и т.п.