Значимость формы определяется тем важным обстоятельством, что эффективность всякой вообще деятельности человека кроется в его способности преодолевать хаос, неупорядоченность бытия. Понимание значения организованности, как важнейшего условия сохранения рода, формируется исторически, и потому человек открывает его для себя так же, как и эстетическое качество. Организованность, упорядоченность, соразмерность, ритмичность становятся знаками освоения объекта человеком, его близости и, следовательно, привлекательности, освоенности.
3) Стержнем эстетического является понятие меры. В этой философской категории выражается органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления. В области эстетики мера выступает, как важнейшее основание эстетической оценки суждения вкуса, отождествляемого впрямую с «чувством меры», как регулятивный, нормативный принцип эстетического.
Эстетическое порой даже определяют как отношение мер предмета и человека. Мера характеризует собой взаимоотношение гармонии, то есть соответствия мер в предмете, и дисгармонии, как их несоответствия. Тогда в первом случае мы имеем дело с прекрасным, а во втором — с его антиподом — безобразным.
Некоторые эстетики предпринимают попытки выразить это отношение строго математически. Вот какую формулу эстетического предлагают, например, Л.А. Зеленов и Г.И. Куликов:
Э = ф (П±Мп±Мч),
где Э — эстетическое, п — прекрасное, б — безобразное, ф — знак функции, знак отношения, производности, П — предмет, Мп — мера предмета, система видовых качеств его, Мч — мера человека, система родовых его качеств, + знак соответствия, — знак несоответствия, дисгармонии.
Таким образом, в эстетическом отношении реализуются как потенции самого субъекта этого отношения — человека, так и вовлечение в это отношение многообразных свойств самого объекта — независимо от того, каков этот объект по своей природе. Эстетическое отношение реализуется в деятельности, имеющей преимущественно ценностно-ориентационный характер, выступающей в форме общения субъектов, приобщающимся к ценностям своего «визави».
Термин «эстетика» (от греч. «aisthetikos» — «чувственный, относящийся к чувственному восприятию»), ввел в научный обиход Александр Баумгартен (1735 год).
Эстетика - наука о прекрасном во всех его проявлениях и модификациях, об эстетическом отношении человека к действительности, которое реализуется как в его сознании, так и в разнообразных сферах практической деятельности.
Объектомизучения эстетики выступает весь мир, в качестве же предмета эстетики выступают особые свойства мира и определенные отношения, возникающие между миром и человеком в ходе их взаимодействия.
Содержание предмета эстетики определяется кругом тех проблем, которые исследует данная наука:
- эстетическое отношение человека к действительности,
- эстетическая деятельность человека,
- эстетическое сознание человека,
- основные категории эстетики,
- искусство, художественная деятельность
- эстетическая культура личности и общества
- история эстетических учений, современные эстетические концепции.
Эстетическая мысль в своем развитии прошла ряд этапов.
- синкретическая форма ценностной ориентации (первобытнообщинный строй – VI в. до н.э.);
- развитие эстетических представлений в русле философского знания (VI в. до н.э. – XVIII в. н.э.);
- выделение эстетики в самостоятельную науку (XVIII в. – настоящее время).
Эстетическое отношение является одним из вариантов ценностного отношения. Ценность и ценностная оценка («отнесение к ценности») являются двумя полюсами единого субъектно-объектного отношения: на одном полюсе находится объект в его отношении к субъекту (отношении значения), а на другом — отношение субъекта к данному объекту (отношение осмысления).
Содержательная форма конкретного предмета является носителем эстетической ценности, но не самой этой ценностью, ибо форма предмета имеет онтологический статус, она существует объективно, вне и независимо от субъекта, его потребностей, интересов, сознания, тогда как ценность есть категория аксиологическая, характеризующая значение объекта в жизнедеятельности субъекта.
Список используемой литературы
1. Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 1988.
2. Зеленов Л.А., Куликов Т.И. Методологические проблемы эстетики. – М., 1982.
3. Кривцун О.А. Эстетика. – М., 1990.
4. Платон. Гиппий Больший //Платон. Собр-е соч. В 4 т. – Т.1. – М., 1990. – С.392-398.
5. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М., 1989.