Эстетические чувства могут иметь «созерцательный» характер, когда они возникают в связи с восприятием объективной действительности; они становятся активными, когда органически включаются в нашу деятельность, придавая ей определенные эстетические формы и черты. Мы можем испытывать эстетическое чувство не только тогда, когда смотрим балет или слушаем музыку, но и когда сами танцуем и поем. Особенно большое значение приобретают активные эстетические чувства в творческой деятельности людей.[16]
Связь эстетических чувств с восприятием действительности огромна и общепризнана. Однако эстетическое восприятие действительности отличается особыми чертами по сравнению с восприятием в процессе обычного труда, учебной пли научной деятельности. Во всех этих случаях восприятие носит строго объективный характер, его задачей является подмечивание и регистрация объективных фактов, их особенностей, существующих между ними связей. В эстетическом восприятии объективная действительность отражается особым образом - в форме эмоциональных переживаний, вызываемых в нас воспринимаемыми явлениями.
Отличительной особенностью эстетических чувств является их «бескорыстный» характер. Они не связаны непосредственно с удовлетворением наших материальных потребностей, не направлены на утоление голода или сохранение жизни: когда мы любуемся картиной, изображающей фрукты, у нас не возникает желание их съесть: эстетическое чувство при восприятии этой картины не связано с вкусом и питательностью изображённых на ней предметов. В основе эстетических чувств лежит особая, свойственная человеку, потребность - потребность в эстетическом переживании. Эта потребность отличала уже первобытного человека: приготовляя домашнюю утварь из глины, вытачивая из камня наконечники для своих стрел и копий, первобытный человек уже тогда придавал им эстетические формы, хотя это ни в какой степени не увеличивало добротности изготовляемых предметов, не делало их более пригодными для тех функций, для которых они предназначались. В процессе исторического развития человеческого общества эта потребность в эстетическом удовольствии получила огромное развитие и нашла свое выражение в созданных человеком различных видах искусства - музыке, живописи, поэзии, архитектуре, хореографии и т. д.
2.4 Историчность эстетического взгляда
В современной эстетической мысли за последние десятилетия сложились направления, формулирующие свои задачи и методологию как существенно отличные от задач и методов традиционной эстетики. В первую очередь - это смещение акцента в сторону институционального подхода и социологических методов исследования в противовес классическому эссенциалистскому подходу и спекулятивному методу. Социологическое направление в соответствии с тенденциями, свойственными современному гуманитарному знанию в целом, пытается переинтерпретировать основные эстетические категории в терминах социологии и экономики (в частности, в терминах ценности и обмена).
Современные социологи и культурологи, в частности Пьер Бурдье, требуют радикального разрыва с эстетической мыслью, претендующей на открытие внеисторической и онтологически обоснованной сущности эстетического и перехода к поиску основ эстетического подхода в области социологии и истории художественных институтов.[17]
Схема классической эстетики разворачивается между двумя полюсами: с одной стороны - объект, обладающий определенными качествами, с другой - акт восприятия. Основные усилия направлены на выявление неких общих критериев, позволяющих выделять объекты, подлежащие преимущественно эстетической оценке (то есть, произведения искусства), в ряду других объектов и категорий, позволяющих такую оценку осуществлять, например, категории прекрасного и возвышенного. Что касается акта эстетического восприятия, то он также предполагает наличие определенных способностей, имеющих всеобщую природу. При этом признается наличие некой специфической, онтологически обоснованной сущности эстетического. В качестве объекта, подлежащего эстетической оценке в первую очередь, выступает произведение искусства, что связано с представлением о нефункциональном «чистом искусстве», единственный смысл существования которого заключается в том, чтобы быть носителем эстетической функции, заложенной автором. Формируется трехчастная система, включающая произведение искусства как объект, наделенный специфическими свойствами, воспринимающего субъекта как носителя способностей, имеющих всеобщий характер, и, вследствие этого, способного выносить суждение вкуса, и, наконец, фигуру творца (автора), обладающего исключительными способностями, позволяющими создавать новое, но соотносимое, опять же, с универсальными эстетическими критериями.
Современный вариант изымает из системы отсылку к онтологии, замыкая ее саму на себя. Свободный акт творчества превращается в экономически обусловленное следование установкам определенной социальной практики.
Эстетическое переживание в классическом понимании является результатом, во-первых, непосредственного чувственного восприятия, во вторых - процесса интерпретации, актуализирующего личный опыт и интеллектуальный багаж субъекта. Социологическое направление указывает здесь на необходимость изучения социальных и исторических условий возможности такого переживания. В связи с этим, критике подвергаются также феноменологический и структуралистский проекты анализа эстетического, так как и опыт, и язык являются продуктами истории.
Произведение искусства может восприниматься как таковое (а именно: символический объект, наделенный ценностью и значением (Бурдье)) только в том случае, если зритель соответствующим образом предрасположен, то есть не произведение искусства как объект эстетической оценки обладает определенными свойствами, а эстетический взгляд конституирует произведение искусства, наделяя его ценностью и значением.[18]
Для того чтобы воспринимать произведение искусства в качестве объекта эстетической оценки, то есть как форму, а не как функцию, необходимо наличие автономного художественного поля, которое само устанавливает свои цели и критерии, часто противопоставленные внешним требованиям. Успешное функционирование такой системы, в которой производятся и транслируются ценности, обеспечивается наличием соответствующих институций. В первую очередь это пространства репрезентации (музеи, галереи, выставки), затем, инстанции легитимации (академии, салоны, институт критики), и, наконец, механизм воспроизводства производителей и потребителей (система образования). Совокупность данных элементов и взаимоотношений в рамках системы делает возможным переживание эстетического опыта. В перспективе такой подход допускает наличие в социуме различных атомарных, в том числе взаимоисключающих эстетических практик, имеющих собственные установки и критерии.
История, таким образом, предстает не в качестве вспомогательной для эстетики дисциплины, которая упорядочивает разнообразие художественных явлений, формируя различные единства - стили, школы, направления, а в качестве условия возможности формирования определенных представлений, на выявление разнообразия которых направлены исследовательские усилия.
Результатом любой эстетической практики, с точки зрения социологического подхода, является формирование представления о ценности. Причем, применительно к современной культурной ситуации речь идет не об эстетической ценности объекта, то есть его способности актуализировать переживание, а о его знаковой ценности, которая может быть эквивалентна рыночной стоимости. Структура и содержание произведения в данном случае выпадают из поля зрения исследователя, так как их невозможно описать ни при помощи анализа институций, ни в терминах экономического обмена. Вопрос о том, почему тот или иной объект занимает определенную позицию в иерархии художественного поля становится второстепенным, так как любые таксономии признаны относительными и случайными. Произведение искусства представляется не в качестве объекта, обладающего какими-либо качествами, а в качестве знака в пространстве, где циркулируют заранее заданные символические ценности, которые могут быть присвоены любому объекту в процессе формирования общественного мнения.
Заключение
Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.
Эстетическое сознание - это та форма или часть общественного сознания, которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного. В древности формировалось весьма расширенное представление о красоте: красивым признается благо, здоровье, богатство, почет - словом, все то, что полезно, пригодно и т.д. Здесь красота рассматривалась не столько в эстетическом, сколько в этическом и экономическом отношениях, как совершенство того или иного предмета или состояния.
В заключение хотелось бы сказать, что необходимо разграничивать категории эстетических объектов, которые существуют в сознании человека.
Точное знание категорий эстетики полезно каждому человеку, ибо помогает нам лучше ориентироваться в безграничном мире эстетических ценностей.