Политиканаправлена на достижение счастья человечества, совпадает с этикой и является основой нравственности человека.
Гуманность, по словам Гельвеция, - это "сгусток всех других добредете лей" (справедливости, общественного долга и др.).
Поль-Генрих-Дитрих Гольбах
Философ-материалистГольбах Поль-Генрих-Дитрих (1723 - 1789) в своих трудах "Основы всеобщей морали, или Катехизис природы", "Социальная система, или Естественные принципы морали и политики" и др. развивал идеи Гельвеция. Он считал:
• все знания и идеи человек получает с помощью чувств;
• материя - это все, что действует на чувства человека;
• сущностью материи является движение.
Гольбах утверждал, что целью каждого существа является самосохранение, а двигателем деятельности человека является стремление к благополучию.
Неравенстволюдей в обществе создает возможность для сотрудничества и обмена результатами их деятельности на основе взаимной пользы.
Справедливость в обществе достигается с помощью разумных законов преодоления несправедливых условий в обществе, воспитания и обучения человека.
Нравственность основана на солидарности интересов личности и общества.
Основа морали - интересы человека, ее содержание - избавление чело века от страданий. Основные моральные качества личности: справедливость, умеренность, благоразумие, общественно полезная деятельность.
Мораль, ориентированная на благо общества, полезна индивиду, так как позволяет ему реализовать свои интересы. Гольбах писал: "Добродетель... - польза людей, соединенных в обществе".
Жан-Жак Руссо
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) являлся идеологом Великой французской революции. Основные труды: "Об общественном договоре", "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми" и др.
Эгоизм, индивидуализм буржуазного общества, по мнению философа основаны на частной собственности, являются источником пороков несправедливости. Порядок и дисциплина в обществе поддерживается:
• жестким принуждением;
• верой в Божье возмездие;
• добровольным соглашением граждан.
Основой нравственности Руссо считал естественное стремление человека к свободе и счастью, благорасположенность и сочувствие. Мораль же отражает отношения людей, которые возникли в результате общественного договора.
Руссо считал, что:
• человек по своей природе существо не разумное, а эмоциональное добродетель предшествует размышлению;
• нравственные представления, сложившиеся под влиянием культуры являются ложными;
• цивилизация разрушает природную доброжелательность и милосердие людей.
Мыслитель считал моральным идеалом "естественное состояние человека и придавал большое значение непосредственному природному чувству человека. Ради сохранения этого чувства Руссо призывал к возвращению к природе, простоте, "естественному состоянию" человека.
Большое значение мыслитель придавал воспитанию:
• чувствам и добродетелям можно научить;
• к личности ребенка необходимо относиться с уважением, стараться развивать его природные способности и интересы;
• нравственное воспитание нужно сочетать с физическим;
• эгоистическое себялюбие должно быть заменено на любовь к отечеству.
Главной наградой для человека являются общественное признание добродетелей, уважение.
Французские Просветители утверждали, что в результате морального совершенствования человека возможны объединение эгоистических интересов во всеобщий интерес, гармония человека и общества.
5. Развитие этической мысли Нового времени. Этическая система И. Канта
Эмпирический мир. Мир ноуменов
Немецкий философИммануил Кант (1724 - 1804) является основателем критической философии, первым осуществил теоретический анализ нравственности. Труды Канта, посвященные этическим проблемам: Основы метафизики нравственности", "Религия в пределах только разума", "Критика практического разума", "Метафизика нравов" и др.
Кант определил границы познания. В работе "Критика практического разума" он установил непознаваемость вещей самих по себе, "веще себе" - ноуменов. Они:
• находятся вне пространства, времени, причинности;
• не зависят от восприятия людей;
• основным их свойством является свобода.
Человек ничего не может представить вне пространства, времени, пpичинности, которые он воспринимает как свой чувственный опыт. Ноумены, воздействуя на сознание людей, порождают явления внешнего эмпирического мира - "вещи для нас",феномены. Они:
• доступны пониманию людей;
• субъективны, существуют не сами по себе, а только в воображении людей.
Эмпирический мир феноменов основан на законе необходимости, эгоистичен. В нем человек должен отстаивать свои интересы и полностью подчиняться необходимости.
Каждый человек одновременно принадлежит миру феноменов (как существо чувственное) и миру ноуменов (как существо разумное).
В надэмпирическом мире человек:
• обладает свободой воли;
• подчиняется нравственному закону;
• верит в Бога и бессмертие души.
Существование мира ноуменов - постулат, "точка зрения, которую разум вынужден принять вне явлений для того, чтобы мыслить себя практическим" (И. Кант).
Человек имеет право выбора: подчиняться эмпирическим стремлениям или практическому разуму. И вместе с тем он должен, по мнению Kaнта, подчиняться императивам (велениям) практического разума.
Классификация императивов
Кант выделялимперативы:
• гипотетические - указы, связывающие практические цели индивидов с условиями их достижения ("если хочешь быть уважаемым, будь честным" и т. п.). Они зависят от обстоятельств и периодически меняются. Поступки, совершенные по велению гипотетических императивов, Kaнт называл легальными. Они могут приносить человеку пользу, но не являются моральными;
• категорический(безусловный) императив основан на априорном (доопытном) законе морали. Этот закон:
• носит безусловный и всеобщий характер, не является конкретным предписанием, а только задает направленность сознания и деятельности;
• не зависит от конкретных обстоятельств и частных эмпирических целей, реализуется в любых обстоятельствах;
• является регулятивным принципом, диктует образ поведения в любых обстоятельствах;
утверждает необходимость выполнения долга по отношению к другим людям, является самоценным.
Кант дал несколько формулировок категорического императива.
"Поступай согласно такой максиме, которая... сама может стать всеобщим законом" (максима - субъективный принцип поведения). Это значит, что человек должен вести себя так, чтобы его поведение было:
одобрено всеми людьми;
воспроизведено всеми людьми.
В отличие от "золотого правила морали" категорический императив не концентрирует внимание на выгоде человека. Высшей целью морального поведения Кант считал благо всего человечества.
"Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Кант утверждал, что любой человек:
• обладает достоинством;
• абсолютно ценен;
• является целью сам по себе, а значит, не может быть средством.
Кант призывал людей не терять достоинства и не позволять другим ущемлять его.
Все качества человека, внешние блага приобретают моральные характеристики только благодарядоброй воле. Она безусловна, не подвержена влиянию внешних мотивов, является способностью разумного существа поступать согласно законам.
Кант придавал большое значение доброй воле человека, его стремлению воплотить в жизнь категорический императив. Благое намерение ценно само по себе, даже если результат не был достигнут.
Кант сформулировалпринцип согласно которому воля каждого человека (разумного существа) сама может устанавливать всеобщие законы.
Субъективным принципом нравственности являетсядолг, который заключается в :
чистоте нравственного мотива (мотивом деятельности является нравственный закон);
твердости нравственных убеждений.
Через долг утверждаются всеобщность морального закона и достоинство личности.
В труде "Основоположение к метафизике нравов" Кант сформулировал аксиому своей этической теории:
• моральный закон основан на абсолютной необходимости;
• нравственные нормы категоричны, безусловны, их нельзя нарушать никому и ни при каких обстоятельствах. Они задают границы, переступив
которые, человек теряет достоинство.
6. Развитие этической мысли Нового времени. Этическая концепция Ф. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) развивал теорию диалектики, определил значение этики в системе общественных отношений. Свои этические взгляды философ изложил в трудах "Философия права", "Феноменология духа", "Энциклопедия философских наук". Гегель разграничил понятия "мораль" и "нравственность". Нравственность - это объективный аспект поступков человека, то, какими они являются на самом деле. Нравственность:
• совпадает с нравами общества на данном этапе его развития, является общественной природой человека;
• объединена с политическим сознанием людей;
• не связана с волей индивида;
• это преодоление человеком своей естественной природы, подчинение индивидуальности интересам государства. Формами развития нравственностиявляются: семья, общество, государство.
Основными нравственными ценностями Гегель считал труд и силу духа, выраженную в деятельности человека. Человек, занятый созидательным трудом, является двигателем исторического прогресса. Гегель развивал идею Канта о нравственности как преодолении естественной природы индивида. Поскольку общественный интерес выше интересов индивида, то общественная нравственность выше индивидуальной нравственности.