Реферат
На тему:
«Этика периода Средних веков»
План
Вопрос 1. Корпоративная мораль Средневековья
Вопрос 2. Философско-этическая мысль Средневековья (официальная этическая доктрина)
Вопрос 3. Философско-этическая мысль Средневековья (субъективистские этические учения)
Вопрос 1. Корпоративная мораль Средневековья
1. Христианская мораль Средневековья
2. Сословно-корпоративный характер средневековой морали
1. Этика средневековой Европы V - XI вв. (период феодализма) складывалась в жестких рамках религии. В основу этической мысли легла идея Бога как морального абсолюта. Бог - объективный, безусловный, единственный источник морали.
Средневековая этическая мысль отрицает античную моральную философию, основывается на вере, а разуму и воле человека отводит второстепенную роль. Для христианской этики Средневековья характерны:
• пессимистический взгляд на земную жизнь людей;
• оптимистическое упование на Царство Божие;
• утверждение ригоризма, аскетизма и полного подчинения воле Божьей Центром христианской этики является идея любви к Богу. Эта идея:
• придает морали общечеловеческий статус;
• является универсальным принципом морали;
• рождает новую добродетель - милосердие, нравственное отношение ближнему.
Идея любви к Господу и ближнему получает выражение в "золотом правы морали": "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." (Евангелие от Матфея).
Для феодального общества характерна слитность морального сознания с другими формами общественного сознания (религией, философией наукой и др.). Теология Средневековья включает религиозную, философскую, этическую проблематику. Решение этих проблем ограничено христианской догматикой.
Религия являлась господствующей идеологией феодального общества Главенство религиозной идеологии закреплялось интересами правящих классов, монополией церкви в духовной культуре общества.
Церковь монополизировала и образование:
• начальные школы существовали при храмах и монастырях;
• богословский факультет был главным в университетах;
• духовенство являлось самым образованным сословием. Образование носило схоластический характер,
Религиозные тексты не подвергались рациональному осмыслению.
2. Феодальный строй - иерархия, в основе которой лежат:
• корпоративные связи (цеха ремесленников, купеческие гильдии, крестьянские общины, рыцарские ордена);
• социальная зависимость людей (закрепление крестьян землевладельцами, вассальная служба феодалов);
• общинная порука.
В феодальном обществе идеалы раннего христианства претерпели изменения: официальная религиозная идеология преследовала инакомыслящих (еретиков), оправдывала богатство, освящала социальное неравенство.
Человек находился в моральной зависимости от общности, к которой принадлежал. Существовать вне системы взаимозависимостей люди не могли.
Была сформирована корпоративная мораль, которая:
• включала представление о справедливости по сословному признаку;
• указывала человеку место в сословной иерархии, образ жизни, размеры богатства, стиль поведения и пр.;
• определяла ценность человека в зависимости от сословной принадлежности;
• устанавливала сословную субординацию.
Осмысление сословно-корпоративной морали проходило в рамках религиозного мировоззрения. Церковь освящала сословное неравенство, проповедовала терпимость, покорность, непротивление злу. Несправедливость, жестокость общественных отношений объясняла греховностью каждого человека.
Официальная религиозная идеология объявляла труд уделом черни, обслуживающей "благородные" сословия, и одновременно средством спасения души. Она осуществляла внеэкономическое принуждение к подневольному труду.
В общественном сознании важное место занимали традиции. Они, как и религия, закрепляли корпоративные связи и социальное неравенство.
Нормы морали были различны для разных сословий и групп. Они были оформлены в виде нравственных кодексов (уставы цехов и гильдий, кодексы рыцарских орденов и др.), которые содержали жестко регламентированные права и обязанности.
Все сословия объединяло христианство:
• каждый человек - раб Божий, обладающий бессмертной душой;
• убийство любого человека - смертный грех.
Ценность человеческой жизни выросла. В отличие от рабовладельца феодал не мог безнаказанно убить крепостного крестьянина. Это не относилось к инакомыслящим, еретикам. Они были вне морали. Убийство еретика не осуждалось официальной религиозной моралью.
Вопрос 2. Философско-этическая мысль Средневековья (официальная этическая доктрина)
L Августин Блаженный
2. Фома Аквинский
3. Ансельм Кентерберийский
1. Августин Аврелий Блаженный (345 - 430) был обращен в христианство в 30-летнем возрасте. Одной из основных тем его философии стало духовное перерождение, просветление человека под воздействием благодати Божьей.
Августин Блаженный утверждал:
• человек греховен и слаб;
• Господь всесилен, абсолютен, совершенен, самодостаточен; Бог - это добро, благо;
• высшим благом является воля Господа;
• заповеди Божьи не измеряются человеческими мерками, они абсолютно совершенны;
• спасение человека заключается в искренней вере.
Августин Блаженный считал, что все, созданное Богом, не должно подвергаться сомнению и является абсолютным благом.
Человек - венец творения, он находится на вершине природной иерархии. Тело человека - не "сосуд греха", оно прекрасно, так как сотворено Богом.
Августин Блаженный считал, что:
• земные блага и чувственные удовольствия имеют право на существование, но они играют второстепенную роль, поскольку богатство, удовольствия и прочее отвлекают от мыслей о Боге;
• интеллектуальные и эстетические блага помогают человеку постичь Бога;
• мораль должна быть обращена к Богу, корни морали - в Божественном начале;
• судьбы людей предопределены, поскольку:
• человек создан способным к безгрешной жизни;
• человеку дана свобода морального выбора;
• свобода человека изначально направлена на добро (заповеди Божьи);
• зло не коренится в бытии, так как бытие - творение Божье, а представляет собой отказ от добра, нарушение воли Бога;
• человек сосредоточился на вторичных земных благах, отступил от велений Господа, впал в гордыню, возомнил, что может быть как Бог.
Августин Блаженный пытался дать ответ на вопрос об источнике зла (входило ли грехопадение человека в замысел Божий?). В итоге Августин утверждал, что эта тема непостижима для человеческого ума.
Августин оправдывал социальное неравенство в феодальном обществе. Он говорил: "Первейшая и повседневная власть... - это власть господина над рабом. Церковь должна заботиться не о том, чтобы сделать рабов свободными, но чтобы сделать их добрыми".
2. Фома Аквинский (1225 - 1274) попытался преодолеть конфликт между верой и знанием, совместить мораль и религию. Фома Аквинский утверждал, что:
• предметы теологии и философии совпадают;
• в религии присутствуют догматы, которые могут быть доказаны теоретически;
• научное обоснование догматов христианства укрепляет веру;
• ряд христианских догматов недоступен уму людей.
Бог является благом. Высшим благом для человека является единение с Богом, интеллектуальное созерцание Бога. Блаженство единения с Господом не связано с эмпирическим, чувственным блаженством, а является результатом интеллектуальной деятельности.
Блаженство в эмпирическом мире ограничено, поскольку познание Господа через его выражение в земных явлениях искажено чувственным началом человека. Полным и вечным блаженство может быть только в загробной жизни.
Фома Аквинский считал, что все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать. Оно рождается в деятельности человека.
Причины зла:
• неподчинение человека правилам, законам;
• несовершенство воли человека;
• неверный моральный выбор.
Нравственность реализует добродетели. Добродетельный поступок - действие, выражающее сознательный выбор, волю индивида. Добродетели Фома Аквинский подразделял на:
• умственные - интеллектуальные и практические (ум и благоразумие);
• нравственные, основанные на чувствах и тесно связанные с умственными добродетелями (справедливость и т. п.);
• богословские (вера, надежда и важнейшая добродетель - любовь). В сознательных, свободных поступках человек руководствуется не страстями, а разумом. Страсти человека:
• являются свойствами низшей, чувственной природы;
• морально нейтральны;
• приобретают моральные характеристики только тогда, когда подчинены (или не подчинены) разуму.
По мнению Фомы Аквинского, человеческий разум является низшей ступенью высшей разумности и тесно связан с абсолютным Божественным разумом. Божественный разум руководит людьми посредством:
• благодати (Божьего промысла, участия в жизни людей);
• закона, указывающего высшее благо, задающего направление деятельности людей. Фома Аквинский выделял:
• "вечный закон. Божественную премудрость". Он выражается в религиозных заповедях, в совести людей;
• "естественный" закон - стремление всего сущего к добру, желание избежать зла;
• "человеческий' закон - законы государства.
3. Схоласт Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109) считал, что:
• из-за первородного греха человек лишен права свободного морального выбора;
• человек не способен осуществлять свободный выбор и в результате при ходит к греху;
• моральность человека, его спасение возможны только с помощью Божьей милости.
Вопрос 3. Философско-этическая мысль Средневековья (субъективистские этические учения)