Смекни!
smekni.com

Этика профессиональной деятельности (стр. 2 из 3)

Основоположник современной социологии Макс Вебер (1864-1920) в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» показал, что первые капиталистические предприятия и сам дух предпринимательства возникли в протестантской среде. С точки зрения протестантства, успешный труд, приносящий прибыль, и есть знак того, что твои действия отмечены Богом. Протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате религиозного и морального освящения стремления к прибыли. Он утверждал, что труд бизнесмена может быть одобрен Богом. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не только совместными, но и взаимообусловливающими. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Светская версия протестантской этики бизнеса стала важной составной частью западной культуры.

Каждый человек, согласно протестантской морали, должен выполнять свой долг. Этот долг заключается в том, чтобы быть хорошим работником в своей профессии, твердо знать свое место, призвание и не покладая рук работать во имя него. Применительно к купцу и предпринимателю это понимание долга означает, что нажитые деньги следует использовать для того, чтобы наживать еще больше денег и т. д., а не тратить их ради своего удовольствия. Для протестантской этики наживание денег – это цель жизнь человека, а не средство удовлетворения его материальных потребностей.

Наживание денег как самоцель противопоставляется их непосредственному потреблению, освобождается от всяких эвдемонистических или гедонистических мотивов и становится по отношению к «счастью» или «выгоде» отдельного индивидуума чем-то совершенно потусторонним, неким высшим законом.

Вебер ссылается на высказывания протестантского богослова Ричарда Бакстера, согласно которым работа две одинаково важные функции: во-первых, дает человеку в руки могучее орудие против всяких плотских (в том числе и сексуальных) искушений; во-вторых, делает осмысленным земное существование человека, становясь основной целью его жизни. Эта вторая функция работы открыла путь безграничному производству ради производства. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, объявлялось богоугодным делом и священной обязанностью верующего.

В наше время подобная позиция, но в более мягкой и модернизированной форме, выступает необходимой составной частью предпринимательской деятельности. Можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, причем моральная добродетельность оказывается необходимым условием успеха. Так, изобретатель современного конвейерного производства Генри Форд полагал, что произведенный продукт – это не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее», цель чего состоит в превращении мира вещей в источник радостей. Сила и машины, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку способствуют жизненной свободе. Этико-экономические установки Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые обществом к его стилю работы, к характеру общения между партнерами по бизнесу, к приемам и методам конкуренции.

В России у народа всегда существовало неприязненное отношение к богатству и успешным людям, что сдерживало развитие экономики. Несомненно и то, что пороки нашего народившегося бизнеса – производные от общего состояния общественной морали. Многие бизнесмены в разных странах придерживаются принципа: «Деньги не пахнут», «В коммерции все дозволенно», «Не обманешь – не продашь».

Между тем у прежнего российского купечества были иные этические нормы. Миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было дороже золота, и гарантом этого слова была честь. Да и сегодня во всем мире рыночные связи во многом основаны на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувство долга.

За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления:

1. Иерархия, то есть вертикальная организация, где основное средство воздействия – давление на человека сверху, принуждение, отношения «власть-подчинение».

2. Культура и этика, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

3. рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на равновесии интересов продавца и покупателя продукции и услуг, на отношениях собственности.

В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее основной была иерархия – самым мощный инструмент управления. Но одновременно существовала и весьма жесткая этика советского общества, большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции и социальные нормы. Но в современном постиндустриальном обществе нужна новая этика, роль которой не менее важна, чем роль предпринимательского чутья, организации труда или искусства управления.

Главным условием формирования цивилизованной предпринимательской этики являются:

· политическая и экономическая свобода. Следовательно, и демократическое государство, многопартийность, свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта, свободное ценообразование, равенство физических и юридических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности, суверенитет потребителя, антимонопольные механизмы и т. д.;

· стабильность власти и законодательства, в частности, не только нормативно-правовое закрепление общих социально приемленных стандартов поведения, регламентирующих деятельность предпринимателя, но и борьба с негативным проявлением в среде бизнеса;

· пропаганда, создающая образ преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами; осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции.

Ни одного из этих условий в полной мере в России не создано. Поэтому наше предпринимательство развивается в тяжелой борьбе с произволом чиновников, бюрократического аппарата, с одной стороны, а с другой – с глухим или явным недоброжелательством массы населения, которая не умеет и не любит работать. Нищенски оплачиваемый долгие годы советской власти труд не стал для нашего общества высшей ценностью.

Все это не способствовало формированию этики современного предпринимателя, который в идеале убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем; верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству; при всей необходимости конкуренции понимает и необходимость сотрудничества; уважает себя как личность, а любую личность – как себя; уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы; доверяет себе и другим, уважает профессионализм и компетентность; ценит образование, науку и технику, культуру, сознает важность экологических требований; стремиться к инновациям; не перекладывает ответственность за принятие решения на подчиненных; никого никогда не унижает.

Отношения бизнеса и государства в нашей стране очень сложны и противоречивы. Например, широко распространена практика уклонения от налогов, существует масса приемом и методов такого уклонения. С другой стороны, государство, устраивающее конфискационные «денежные реформы» и допустившее дефолт 1998-го, который разорил массу собственников, подорвало доверие к себе.

Нужно сказать, что государство, власть и бизнес всегда и везде находились в непростых отношениях. Макс Вебер говорил в этой связи о трех основных типах власти: традиционный, харизматической и бюрократический.

Традиционная власть– это власть передаваемая по наследству, по традиции. Король правит не по тому, что он умный или талантливый, а потому что родился королем. Как правило, монархическая власть малоэффективна для решения экономических проблем.

Харизматическаявласть покоится на личном обаянии (харизме) человека. Харизматический лидер приходит к власти за счет своей мощной воли и энергии. Типичными харизматическими лидерами были Наполеон, Ленин, Муссолини, Кастро, Ельцин в ранний период своей политической деятельности. Однозначной зависимости между харизматической властью и экономической жизнью нет. Ленинская продразверстка чуть не погубила страну, но Ленин же ввел нэп. Ф. Кастро полностью упразднил рыночные отношения на Кубе и обрек население на полунищенское существование. Наполеон провел ряд реформ, способствовавших быстрому экономическому развитию Франции.

Самой «совершенной» в смысле своей неуязвимости, самой распространенной и могущественной является бюрократическаявласть – власть аппарата. Это анонимная власть, никто не знает людей, которые готовят самые важные решения. Те, кто эти решения подписывает, - на самом деле «свадебные генералы». Аппарат сильнее их и может их убрать, если они ему мешают. Типичные примеры – смещение Хрущева или Горбачева.

Бюрократический аппарат – это совокупность людей, работающих, как машина, без эмоций, без инициатив. Государство, корпорация, университет, армия, даже церковь – все управляется ныне бюрократическим аппаратом. Он постоянно разбухает, втягивая в себя все новых людей. Он, как дракон: если у него отрубить одну голову, то вскоре на этом месте вырастут сразу три. Бюрократический аппарат – одновременно и благо, и зло: ничего более эффективного в деле управления человечество не создало, и в то же время аппарат, если его все время жестко не контролировать (а он никаких контролеров не терпит), начинает работать на самого себя.