Смекни!
smekni.com

Основные этапы развития эстетики. Взаимосвязь комического и трагического в служебной деятельности сотрудников МВД (стр. 2 из 2)

Издревле человек не мог смириться с небытием: размышления о смерти приводили к идее бессмертия, в небытии люди отводили место злу и провожали его туда смехом. Парадоксально, но о смерти говорит не трагедия, а сатира. Сатира доказывает смертность живущего и даже торжествующего зла, а трагедия утверждает бессмертие, раскрывает доброе и прекрасное начало в человеке, которые торжествуют, побеждают, несмотря на гибель героя. Трагедия - скорбная песнь о невосполнимой утрате и радостный гимн бессмертию человека.

Человеческое общество - истинное общество, как трагедии, так и комедии. Комическое заключено в самом объекте и не является его природным качеством. Комическое смешно, но не всё смешное комично. Комизм социален своей объективной (особенности предмета) и своей субъективной стороной (характер восприятия). Сущность комического - в противоречии, в котором присутствуют два противоположных начала: первое, положительное и привлекает к себе внимание, а второе, оборачивается противоположным этому началу отрицательным свойством, которое мы воспринимаем по времени позже.

В жизни людей трагическое и комическое переплетено между собой, один и тот же факт может быть для одного человека комичным, а для другого трагичным.

В своей служебной деятельности сотрудники ОВД чаще, чем кто-либо сталкиваются с трагическим. Это гибель сослуживцев, товарищей при выполнении своего долга (например, в Чечне, при освобождении заложников в Беслане, в Москве, от руки), это необходимость, чуть ли не ежедневно, выезжать на место преступления и т.д., встречаться с родственниками сослуживцев, погибших от руки бандитов или террористов. Это работа в следственных судебных органах, в местах исполнения наказания, где особенно наглядно проявляются противоречия между требованиями общества, закона и желаниями, потребностями отдельных личностей.

Как эстетическая категория трагическое в деятельности сотрудников ОВД представлена в публикациях в прессе, в художественных произведениях, в документальных и художественных фильмах, отражающих эту деятельность.

При этом читатель, зритель испытывает не только сострадание к жертвам, восхищение героизмом работников ОВД, но и если это талантливо написанный очерк, снятый фильм переживает катарсис (очищение), что являлось необходимым условием греческой трагедии.

Сотрудники ОВД зачастую сталкиваются не только с трагедиями и с трагическим в чистом виде, но и в его диалектике с комическим. Например, это может выражаться в несоответствии повода к совершению преступления и его последствия. Особо жестокое убийство может быть совершено потому, что жертва преступления обозвал убийцу смешной «кличкой», показавшейся тому оскорбительной. Тесное переплетение трагического и комического особенно наглядно проявляется в практике следователей, участковых, которым приходится расследовать преступления, совершённые на бытовой почве, разбирать дрязги соседей, возникающие по мелочным смешным поводам. Диалектику трагического и комического мы можем увидеть в работе самих сотрудников ОВД, не всегда являющимися грамотными и компетентными специалистами, которые могут, например, составляя протокол осмотра места происшествия написать: «На месте преступления был обнаружен труп 28 лет, который при жизни был мужчиной».

Как эстетическая категория комическое, в деятельности работников ОВД, проявляется в сатирическом изображении в кино, литературе. Нередко в художественных произведениях осмеиваются несоответствие оплаты труда работников ОВД и его важности. Приведём пример комического в описании работы следователей из детектива Д. Донцовой «Рыбка по имени зайка»:

«Я просидел в кабинете у Макса почти сутки. Сначала выкладывал добытые сведения приятелю, потом группе людей в костюмах, затем рассказ пришлось повторить для маленького лысого суетливого толстяка, похоже, самого главного начальника, потому, несмотря на его карикатурную внешность, все окружающие обращались к нему почтительнее некуда. Наконец, под утро я очутился снова у Макса. Приятель, налив нам по кружке кофе сказал:

- Ваня, ты - молоток! В пору тебя на работу к нам брать, только ведь не пойдёшь: оклад не велик, а геморроя размером со слона».[7]

«Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи». И это «манера понимать вещи», пожалуй, ни в чём так отчётливо и выпукло не проявляется, как в национально-окрашенных формах комизма. В силу общности законов социального развития, часто одни и те же явления с одинаковой непримиримостью высмеивают все народы.


Заключение

Диалектика трагического и комического проявляется не только в деятельности сотрудников ОВД, но и в жизни каждого человека: в быту, на работе, в отношениях с людьми. Чувства, взятые сами по себе, составляют предмет для изучения психологических реакций, эстетическими их делает преломлённость и выраженность в определённом качестве художественной формы через искусство (литература, кино, музыка, живопись и т.д.).

Творя собственный мир, искусство упорядочивает восприятие окружающего мира, помогает человеку ориентироваться в нём. Искусство формирует и регулирует механизм индивидуального присвоения общественно-исторического опыта человечества, усваивание этого опыта как личностного сознания.

В художественной форме человек переживает знания о мире как своё собственное ощущение.


Список литературы

1. Бореев Ю.Б. Эстетика. Учебник. М., 2000.

2. Донцова Д. Рыбка по имени зайка. М., 2005.

3. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПБ., 1997.

4. Кривцун О.А. Эстетика. М., 2000.

5. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965.

6. Философский словарь. Под ред./Фролова И.Т. М., 2000.


[1] Кривцун О.А. Эстетика: учебник - М., 2000. С. 6.

[2] Каган М.С. Эстетика как философская наука. С-Пб., 1997., С.20.

[3] См.: Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965. С.37

[4] Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М.,2000. С. 487.

[5] Там же. С. 206.

[6] См.: Юм Д. О трагедии. Вопросы литературы. 1967., №2, С. 166-167.

[7] Донцова Д. Рыбка по имени зайка. М., 2005. С.330