· бытовые и денежные проблемы
· исчерпание целевых установок брака (в пожилом возрасте супругов. когда дети выросли)
Однако мало знать причины конфликтов, важно научить правильному поведению во время них. Для этого необходимо соблюдать следующие правила культуры спора.
Не стремитесь к победе, ибо твоя победа – это поражение любимого человека. Гораздо ценнее и благоприятнее для семьи будет изменение цели конфликта – не доказать в споре свою правоту, а убедить супруга не совершать больше поступка, вызвавшего конфликт.
Сохранять уважение к супругу в семейном споре; даже в минуты обиды, ревности, злости помнить: ведь еще недавно это был самый дорогой для вас человек.
Иметь «короткую память» на семейные ссоры и обиды: чем скорее забывается все плохое, тем благополучнее, счастливее оказывается семья. Поэтому категорически запрещается: упоминать о причинах ссоры, которые уже разобраны и выяснены; накапливать обиды, «грехи», ошибки; затаивать обиду и долго носить ее в себе. В некоторых ситуациях, когда конфликт может быть воспринят особенно остро, обиду стоит вообще простить.
Уметь вовремя и честно спросить себя – и честно ответить: что на самом деле представляет для тебя высшую ценность? Пересаленный суп или сохранение семейного мира? И тогда выяснится, что создавшаяся ситуация – только ничтожный повод для раздражения, который самим супругам назавтра может показаться смешными.
Не приносить в молодую семью привычки из прошлой жизни и проявляйте терпимость к привычкам другого. Помните: привычки формируют годами, и избавиться от них довольно сложно. Учиться правильно делать друг другу замечания, не унижая достоинство человека. Критические замечания, даже если они справедливы, мог быть высказаны лишь с глазу на глаз. В суть ссоры не должны быть посвящены третьи лица (родные или друзья). Тем более, что постоянная критика супруга ведет к психологическому дискомфорту, к эмоциональным срыва отчуждению, разрушает супружеский контакт.
Особое место в супружеских конфликтах занимает ревность, которая требует, чтобы при ее появлении супруги не спешили с выводами, а более глубоко разобрались в себе, более объективно оценили себя и свое поведете, чтобы не давали повода для ревности, не позволяли сплетен и наговоров, шуток и острот на эту тему, чтобы учились на чужих ошибках и старались не делать собственных.
Тест
Гедонизм (от греч. hedone – наслаждение) этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия, что делает гедонизм разновидностью антропологического натурализма. Как нормативный принцип гедонизм противоположен аскетизму.
В Древней Греции одним из первых представителей гедонизма в этике был основоположник киренской школы Аристипп (начало 4 в. до н.э.), видевший высшее благо в достижении чувственного удовольствия. В ином плане идеи гедонизм получили развитие у Эпикура и его последователей, где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). Гедонистические мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этических теориях просветителей. Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гассенди, французские материалисты 18 в. в борьбе против религиозного понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип гедонизм получил в этической теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания.
В этике натурализм характеризуется выведением принципов морали из некоего природного начала (космоса, органического мира, биологии или психологии человека); он свойствен таким этическим направлениям, как гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, этический эволюционизм. Натурализм был одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли 17–18 вв., исходившей из некоей внеисторической природы человека (концепции «естественного человека», естественного общества, естественной морали, естественного права).
Гедонизму противоположен аскетизм (от греч. asketes – упражняющийся в чём-либо; отшельник, монах) это ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей. Истоки аскетизма обнаруживаются уже в первобытном обществе (где аскетизм обусловливался суровыми условиями существования), например в инициациях.Значительного развития аскетизм достиг в восточных религиях (брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм, древнеиудейские секты-терапевты,), в религиозно-философских течениях Древней Греции (орфики, пифагорейцы). Мотивация аскетизма в различных религиозно-философских учениях различна. Так, аскетизм киников определялся их идеей свободы от потребностей и общественных связей; в дуалистических религиозных учениях, рассматривающих тело и материальность как «темницу души», аскетизм выступает как путь преодоления плоти, освобождение от неё. В сущности же, в антагонистическом обществе религиозный аскетизм имеет классовый смысл.
Список использованной литературы
1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учебн. пособие для студентов. – М. Просвещение, 1991. – 158 с. – Раздел 1.
2. Гусейнов А., Апресян Р. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 1998. – 472 с. – С. 9–28 (1 вопрос).
3. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония / М.: Педагогика, 1990. – 272 с. – С. 56–124.
4. Попов Б. Этика. Курс лекций. М.: Академия, 1999. – 192 с. – С. 11- 22; с. 139–147.
5. Попов Л.А. Этика: курс лекций. – М.: Центр, 1998. – 160 с. – С. 10-56.
6. Росенко М.Н. Основы этических знаний. – СПб: Лань, 1998. – 256 с.– С. 5–26.
7. Рюриков Ю. Три влечения: Любовь, её вчера, сегодня и завтра. Кемерово: Книги, 1984. – 256 с. – С. 152–210 (2 вопрос).
8. Соловьев В.С. Оправдание добра / Соловьев. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1988. Т. 1. –, с. 98–119.
9. Этика: Учебник / Под ред. А. Гусейнова, Е. Дубко. – М.: Гардарики, 2003. – 496 с. – С. 26–28.
10. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. – 671 с.