Перед современным обществом встают проблемы дальнейшего развития поведенческой культуры, осознания ее роли в развитии человеческого социума в настоящее время, преодоления острого конфликта между этикетом как поведенческой основой общества и реальной действительностью. Между реальным поведением людей и правилами этикета нередко возникает расхождение. Отдельные поведенческие правила не выполняются в силу различных причин: человек не знает правил этикета; не хочет их соблюдать, так как не видит в этом целесообразности для себя; сознательно эпатирует общественные поведенческие установки. Для нормального функционирования общества необходимо создать условия не только нравственного, но и экономического порядка, при которых расхождение этикета и реального поведения не вызывало бы конфликта, связанного с намеренными поступками, противоречащими принятым обществом поведенческим установкам. Поэтому этикет должен иметь практическое применение, являться своего рода поведенческим критерием. Решить эту социокультурную задачу можно благодаря разумному и вдумчивому воспитанию членов нашего общества. Рассмотрим структуру современного этикета, т.е. выделим его формы, виды и разновидности. По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде нам сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты. В профессиональной подготовке педагога необходимы владения нормами и правилами речевого этикета, умение работать с воспитанниками и их речевого этикета, умение работать с воспитанниками и их родителями через слово. не умея определить место и допустимость выражений в публичном выступлении, не зная законов ораторского искусства или эристики, не задумываясь о речевой форме своего высказывания, человек попадает в смешное положение, нередко вызывающее недоумение или раздражение со стороны. Очень распространено, например, такое выражение, как я извиняюсь. По сути, оно демонстрирует стремление человека извиниться за причиненные неудобства, ошибки и т.п., но по форме означает, что я себя сам извиняю за причиненные вам неприятности, а уж вы как хотите. Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все наши действия или поступки, так или иначе характеризуют нас как людей, хорошо воспитанных, владеющих поведенческой культурой или, наоборот, недостаточно подготовленных к жизни в обществе. Соблюдение этикета особенно важно для человека, постоянно находящегося под внимательным взглядом широких народных масс, постоянно оценивающих его как лидер – профессионала. Важность этого настолько осознанна в нашем обществе, что появилась профессия имиджмейкера, помогающего отработать стиль поведения. Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах. Отсюда и разделение его на виды: дипломатический, придворный, воинский, общегражданский (для всех граждан). Можно говорить об этикете в каждой конкретной профессии (юриста, врача, учителя, депутата, министра и т.п.) одни поведенческие правила характерны для всех, другие отражают определенный вид деятельности. Этикет можно разделить по разновидностям на деловой, семейный, столовый, гостевой, подарочный, танцевальный, свадебный, этикет дистантного общения, телефонного разговора, письма и др. Это деление чисто условное, так как правила этикета выступают не сами по себе, а в неразрывной совокупности. Участвуя в деловых переговорах, мы соблюдаем правила речевого этикета, не забывая при этом мимику, жесты, позы. Находясь на деловом приеме, мы пользуемся знанием правил столового, гостевого, подарочного, речевого этикета. В общение с сотрудниками нам нужны правила всех разновидностей этикета, проявляющиеся в самой тесной связи. Во всех сложных ситуациях нам помогает этикет, являющийся, выражаясь словами классика, не догмой, а руководством к действию. Среди всех этикетных правил есть такие, которые являются основными и пронизывают все поведение человека. Важнейшие из них – стараться не ставить людей в неудобное положение, по крайней мере, делать это как можно реже; другое пришло в этикет из Нагорной проповеди Христа: « Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» В общении с людьми, различными по национальности, возрасту, взглядам, убеждениям, интересам, социальному положению, поможет соблюдение такого важного нравственного качества, лежащего в основе этикетного поведения, как вежливость, которая смягчает нравы, предупреждает ссоры и усмиряет противников. Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют принципы современного этикета, которые, словно прочные опоры, держат на себе современную поведенческую культуру. Во-первых, разумность и необходимость соблюдения правил этикета. Каждое этикетное правило строится на целесообразности и необходимости его соблюдения. Например, перебивая своего собеседника, мы не только проявляем себя плохо воспитанным человеком, но и можем упустить важную нить размышлений и не узнать что-то значительное для дела и для себя. Следовательно, неразумно перебивать собеседника, что и является важным правилом речевого этикета. Во-вторых, в основе любого поведенческого правила лежат нравственные требования, как проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности. Действительно, такие качества необходимы для успешных деловых и личностных контактов. Человеколюбие помогает нам найти правильный выход из сложного положения, лучше понять человека и принять его таким, каков он есть. В-третьих, при соблюдении этикета необходимо отрабатывать прочность манер. Ошибочно думать, что нет необходимости во всех спорных ситуациях соблюдать правила эристики, не обязательно постоянно проявлять уважение к женщине или оказывать помощь нуждающемуся, не стоит тратиться на комплименты сотрудникам и друзьям, потому что при необходимости все это легко можно проделать. Если нет привычки к поступку, в нужный момент он не получится. В-четвертых, следует помнить, что в этикете нет мелочей. Они всегда нас подводят. Нельзя считать себя серьезным профессионалом и не обращать внимания на свой внешний вид (цветовое сочетание костюма, обувь, аксессуары, прическу, косметику и др.), так как в деловом мире и внешность «работает» на дело. Съехавший набок галстук, расстегнутая под галстуком верхняя пуговица рубашки, руки в карманах, сигарета во рту во время разговора, мятая одежда и т. П. – все это свидетельствует о небрежности человека в отношении к окружающим людям. В-пятых, важно умение делать все красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение, как свое, так и других лиц. Необходима постоянная работа над собой в этом направлении. Эстетика речи, манер, поступков в сочетании с нравственными нормами лежит в основе этикетного поведения. В-шестых, необходимо соблюдение национальных обычаев и традиций. Уважая человека, мы уважаем и его национальность. Соблюдение этого принципа особенно актуально из-за опасности возникновения и разжигания национальных конфликтов. В связи с этим особенно недопустимы в публичных выступлениях антисемитские или фашистские высказывания. Современный этикет устанавливает нормы общения в современном обществе в самых различных ситуациях. Его главное правило – всегда уважать других людей. Никогда не поставить человека в не ловкое поведение. Для того , чтобы соблюдать нормы этикета, необходимо обладать важнейшим качеством – вежливости. Вежливость – моральное качество. Характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. Вежливый человек всегда внимателен к людям, доброжелателен, готов оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатен и тактичен. Вольтер отмечал: « Вежливость для ума, что красота для лица». Вежливость оказывает большое влияние на состояние общества. Она смягчает нравы, предупреждает ссоры, снижает раздражение и усмиряет ненависть.