Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям — истоки уважения к людям.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления - отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.
Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.
Культура труда и поведения - это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.
Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца.
По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.
Становление младшего школьника как функционально грамотной личности неразрывно связано и с его социализацией, т. е. с освоением культурных ценностей обществ. В УМК основное внимание учащихся сосредоточено на ценностях духовно-нравственной культуры в соответствии с требованиями нормального типа этнической идентичности и особенностями его выращивания в начальной школе. Для этого в «Букварь» и «Помощницу букваря» включены тексты, отражающие темы добра, дружбы, помощи, трудолюбия, честности и других. Уровень общечеловеческих ценностей, а также разнообразные по жанру тексты из русского устного народного творчества (сказки, песни, пословицы, поговорки и т. п.) - уровень носителя национальной культуры и традиций. Обсуждая и оценивая с помощью учителя содержание данных текстов, первоклассники осваивают ценностное отношение к миру: к окружающим предметам (игрушкам, книгам и т. п.), к себе, родным, сверстникам, животным и природе в целом. Это способствует становлению у младшего школьника нравственной культуры (семейной, бытовой, экологической и т. п.).
Уже в дошкольном возрасте прививаются навыки культуры поведения. Целенаправленная, систематическая работа продолжается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах развиваются не только представления школьников, но и деятельность по их применению. Дети осознают, что нужно быть аккуратными, опрятными, вежливыми. В их поведении закономерны хорошее манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д.
Личный опыт общения ребёнка ещё очень беден, он часто может быть не вежлив лишь в силу не знания того, что когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона, подражают, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Однако осознание ребёнка своего поведения, своих действий - необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек, нравственных норм поведения. Необходимо такая организация жизни в школе, чтобы учащиеся постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений.
Всю работу по воспитанию культуры поведения следует строить в определенной системе, а успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами являются, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали. Методы разъяснения различны: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу стенды по культуре поведения. Важным средством при учении младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребёнка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма зависят от характеристики правила, которое отрабатывается.
Остановимся особо на таком методе разъяснения правил поведения как беседа учителя с детьми. Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг к другу, высказывают разные мнения, основываясь на собственном опыте. Именно в беседе раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учащихся позволяют педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им мало знакомы или незнакомы вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог, формулируют правила поведения, останавливается на ошибочных высказываниях.
Беседа используется и при чтении литературных произведений (рассказов, стихотворений, басен) этического содержания. При этом целесообразно обсуждать с детьми и образцы правильного поведения, и негативные поступки. Таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них.
Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к культуре поведения можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и операции для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества производимой продукции. В классовых обществах манера вести себя, одеваться и обладание изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к "высшему кругу". В то же время внешняя культура часто не соответствовала внутреннему облику человека. Вежливость и вообще соблюдение правил в обществе, основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие и отчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение к людям. Поэтому этикет, принимая в основном характер чисто внешнего ритуала, не основывался на действительно гуманном отношении к людям. Таково формальное понимание культуры поведения. В демократичном обществе она рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности.
Диалектика формирования сознательной дисциплины заключается в единстве, противоречивой взаимосвязи исполнительской деятельности ребенка и проявляемой им инициативы, общественной активности. Будучи руководимым, направляемым воспитателями, школьник активно реализует собственные побуждения к самодеятельному творчеству, осознает себя не столько объектом воздействия, сколько организатором собственной жизни, субъектом воспитания.