Владение культурой поведения приобретает большое практическое значение, поскольку оно способствует созданию в любом коллективе (семейном, школьном) таких нравственных условий, при которых возрастает самоотдача каждого его члена. Поэтому порядку, вежливости учить детей нужно как можно раньше, пока это можно осуществлять в процессе игры. Пусть это войдёт у них в привычку, пусть выработается «автоматизм этикета» - это очень пригодится им в будущем, облегчит их общение с людьми, поможет в любом деле.
Требования морали школьник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять - действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям.
Чтобы формировать действенные нравственные представления, необходимо знать его возрастные особенности.
Определить цепь зависимости: нравственные представления, эмоциональные отношения, нравственная ситуация, создаются ситуации, включающие разнообразные аспекты жизни, и тем самым ребенок ставится перед необходимостью свершить то или иное действие. Проводятся также беседы по сюжетным «картинкам» в таком аспекте, чтобы испытуемый мог сказать, как поступил бы он в данной ситуации.
Самостоятельное поведение школьника – необходимое условие формирования активной жизненной позиции. Повышение действенности нравственных представлений будет способствовать росту нравственной активности личности.
Во взаимодействии с детьми сознательная дисциплина как гражданское качество и результат педагогического процесса воспитывается постепенно, всем многообразием содержания, форм и методов организации жизни. А.С. Макаренко доказал, что она не может быть исходным моментом и средством организации учебно-воспитательного процесса, поскольку вырастает из него как его продукт и результат. Сознательная дисциплина становится орудием, средством воспитания лишь после того, как рождается, укрепляется, формируется, созревает в качестве итога всех воспитательных влияний.
В практике работы школы нередко допускается типичная ошибка сведения, суждения сущности сознательной дисциплины до простой суммы голых требований, запретов, сдерживающих мер, тормозящих средств, отдельных способов дисциплинарного воздействия. Такая дисциплина отталкивает детей от воспитателей, воспринимается ими как скучная и неприятная "обязаловка", как стеснение и подавление свободы и инициативы, сдерживание, ограничение и подавление активности. А. С. Макаренко называл такую дисциплину "занудной". Дети всеми силами стремятся выйти из-под ее воздействия, оказывают сопротивление ограничению своих естественных проявлений.
Нередко учителя видят дисциплинированность детей только в исполнении ими правил для учащихся и всю работу по воспитанию сознательной дисциплины сводят к их вербальному усвоению. Другие усматривают свою задачу лишь в выработке у детей навыков внешней культуры поведения за столом или в гостиной с помощью голых упражнений и тренировок. При этом забывают об идейной стороне дела, о связи сознательной дисциплины с добросовестным отношением к учебному и производительному труду? общественному богатству и достоянию. Третьи считают, что дисциплина лишь внешний порядок, который достигается за счет детского послушания, беспрекословного исполнения детьми требований и указаний педагогов, родителей, воспитателей. Конечно, в понятие сознательной дисциплины входит, и выполнение правил, и внешняя культура поведения, и разумное послушание.
Однако она не сводится ни к одному из этих частных моментов. Она представляет собой явление цельное, конкретное, психологически более сложное диалектически более противоречивое, чем послушание или культурное внешнее проявление. Сознательная дисциплина и дисциплинированность детей как интегральное качество личности вызревает в ребенке постепенно по мере формирования в единстве его мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремленности и воли, навыков и привычек поведения, инициативы и самостоятельности, принципиальности и непримиримости к недостаткам в процессе всех ведущих видов деятельности, отношений и общения. Она образуется как элемент сознания и способ привычного практического действия, по мере накопления опыта успехов и достижений. Благодаря дисциплинированным индивидуальным и коллективным усилиям. Она усваивается ребенком как дисциплина борьбы, преодоления, решения реальных насущных задач жизни. Поэтому и уровень ее развитости у детей, могут встать в позу обиженных, страдающих. Но не лучше ли постараться своим присутствием изменить атмосферу в лучшую сторону. От нашей реакции на чье-то плохое поведение зависит очень многое. Можно грубо одернуть недогадливого юнца, не уступающего места пожилому человеку, а можно то же самое сказать ему тихо, не распаляясь. Следовательно, культура поведения — это культура общения, культура речи и культура внешнего вида. В правилах культурного поведения соединяются предписания этики и эстетики.
Честность, благородство, верность данному слову, уважение к людям, радушие и гостеприимство- норма поведения для каждого человека.
В настоящее время особенно в условиях сложной кризисной и духовной ситуации в современном обществе остро возникла необходимость говорить о воспитании подрастающего поколения. И именно этикет является частью общей культуры школьника, который знание которого способно повлиять на формировании его культурного уровня, а в дальнейшем и культурного общества в целом.
Библиография
1. Амонашвили Ш.А. Единство целей: пособие для учителя. Москва, 1987.
2. Воспитательная работа в школе (пособие для директоров и педагогов ОУ). Москва, 2002.
3. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию. Сборник тестов и рекомендаций. Москва, 1992.
4. Газман О.С, Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. Москва, 1992.
5. Гришин. Книга для учителя. Владимир, 1976.
6. Дорохов А. Это стоит запомнить. Москва, 1972.
7. Камычек Я. Вежливость на каждый день. Москва, 1988.
8. Котигер Я., Чамлер В. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.
9. Ю. Курочкина Современный этикет. Калуга, 1993.
10. П.Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. Москва, 1998.
11. Макаренко А.С. О воспитании. Москва, 1988.
12. Пидкасистый П.И. Педагогика. Москва, 1999.
13. Писаренко В., Писаренко И. Педагогическая этика. Минск, 1986.
14. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. Москва, 2002
15. Семенова Г.С. Организация воспитательной работы в школе. Москва, 2002.
16. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Москва, 1999.
17. Сластенина В.А. Методика воспитательной работы. Москва, 2002.
18. Степанова Е.Н. Классному руководителю о классном часе. Москва,2002.
19. Столяренко Л.Д. Педагогика для студентов колледжей. Ростов н/д., 2002.
20. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. Москва, 1991.
21. Харламов И.Ф. Педагогика. Москва, 1990
22. Чернокозов И. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988
23. Чернокозова В., Чернокозов И. Этика учителя. Киев, 1973